КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Когда точка преткновения становится
точкой отсчета
Методика преподавания может быть очень
эффективной.
Но всегда найдется ученик, с которым она
не срабатывает. И тут самое главное понять – это
не вина ребенка
Несколько лет назад у педагогов школы
возникло ощущение неудовлетворенности: нам
надоели наши черно-белые учебники. В разговорах с
психологами, в размышлениях над прочитанными
книгами мы поняли, что в нашем образовании мир
представлен очень узко и однообразно. И нам
захотелось сделать обучение более насыщенным и
ярким.
Вот пример.
Учитель русского языка пытается помочь детям
усвоить правописание так называемых словарных
слов – тех, для которых не придуманы четкие
правила и которые требуется просто запоминать.
Как помочь ребенку в этом непростом деле
запоминания?
Начали, например, рисовать всевозможные цветные
картинки, с которыми можно было бы ассоциативно
связать словарные слова, да так, чтобы в самих
рисунках можно было бы как-то акцентировать
трудные для написания места. Скажем, к слову
«корова» была придумана картинка с изображением
симпатичного рогатого существа, на носу которого
были очки с линзами в виде двух букв О – мол,
глядите, ребята, на корову и запоминайте, что в
слове «корова» две буквы О, и никак иначе!
Уж теперь-то, думали мы, любой, даже самый
невнимательный ребенок запомнит раз и навсегда,
как надо писать эти словарные слова.
Как бы не так!
Понятно, что обучение с картинками куда
интереснее, чем простая зубрежка слов, и для
кого-то из детей такой прием сработал. Но нас
поразило, что совсем не в той мере, на которую мы
рассчитывали. Все равно некоторые дети упорно
выпадали из учебного процесса, а эффект такого
обучения держался недолго: со временем ребята
начисто забывали правильное написание словарных
слов.
В чем же дело?
У нас возникло предположение, что, когда
ассоциативную картинку сочиняет учитель, это
может просто-напросто не соответствовать
ассоциативным ощущениям ребенка, и оттого его
восприятие оказывается глухим по отношению к
самой замечательной картинке.
Например, учитель предлагает детям запомнить
словарное слово «цирк» и показывает картинку с
изображением клоуна, а у ребят это слово вызывает
совсем другие ассоциации – например, слон или
тигр.
Нам стало ясно, что очень важно учитывать личный
опыт ребенка. Порой учителю кажется, что он знает
лучше, что какие-то придуманные им картинки или
слова – самые важные – обязательно должны быть в
сочинении, которое пишет ребенок. Но у ребенка-то
другой опыт!
И тогда мы решили попробовать вот что. Пусть
каждый ребенок, перед которым стоит нелегкая
задача запомнить никак не дающееся ему словарное
слово, попробует ориентироваться не на
ассоциации, предлагаемые учителем, а сам сочинит
небольшой текст из пяти-шести предложений с
использованием этих слов.
Например, у меня весна ассоциируется с прилетом
скворцов, а у одного мальчика из моего класса
весной день рождения. И он придумал к трудному
для него слову «весна» картинку, на которой был
нарисован торт со свечами, и очень трогательно
описал свой праздник в мини-зарисовке.
А потом мы пошли дальше и… стали вместе с детьми
разрабатывать их индивидуальные «мыслительные
карты», на которых отображалось то, как тот или
иной ребенок видит какую-то учебную тему (или,
например, правило).
У кого-то это была просто красивая иллюстрация, а
у кого-то такая карта становилась настоящим
помощником, которым он пользовался.
Учебный результат зависел от того, на что делал
акцент ребенок при создании такой карты. Кто-то
делал ее ярко и красочно, но на его карте слабо
отражалось собственно учебное содержание;
другой делал ее очень теоретичной, целиком
переписывая текст учебника, но при этом терялась
его мыслительная индивидуальность…
Но общую форму обучения детям все равно
предлагал учитель. Анализируя эту работу, мы
пришли к выводу, что наши дети очень по-разному
обучаются, и решили, что нам было бы полезно
понять, какие процессы происходят у каждого из
них в голове. Почему что-то срабатывает, а что-то
не срабатывает вообще? Или, например, почему в
какой-то момент урока тридцать процентов класса
слушают открыв рот и замечательно усваивают
предлагаемое учителем содержание, а для
остальных семидесяти новая тема пролетает мимо
ушей?
Стали разговаривать об этом с учениками. «Вот у
тебя очень красивый почерк. Как ты этого достиг?»
И ребенок отвечает: «Я исписывал кучу тетрадок,
блокнотов, которые мне покупали родители, и вот
теперь у меня идеальный почерк…» Так что же,
значит, надо пойти к Пете, Ване и Саше, дать им
двадцать тетрадок, чтоб за неделю все исписали, и
у них улучшится почерк? В результате у части
детей почерк, может, и улучшится, а у других
никаких сдвигов в лучшую сторону вообще не
произойдет!
Практика постоянно давала нам примеры
различного подхода детей к выполнению задания.
На уроке изобразительного искусства все ребята
нарисовали натюрморт в горизонтальном плане, а
один ученик – в вертикальном… Но ведь
изображение от этого не стало хуже!
И тут мы поняли, что нам самим надо быть более
гибкими в подаче материала и в своих требованиях.
Из года в год мы учим по каким-то единым
алгоритмам: «…взяли ручку, в середине тетрадки
написали… зеленой ручкой написали тему… желтой
ручкой написали то-то». Получается, что мы все
время задаем им какие-то рамки и обучаем тому, что
умеем сами, и при этом не допускаем мысли, что наш
ребенок может прийти к пониманию какой-то темы
другим путем – не таким, как предлагаем ему мы.
Но у любого ребенка есть свои способы действий,
всяких действий, начиная от того, как он
собирается в школу, и заканчивая ответом у доски.
И этот способ можно понять и усовершенствовать
при условии, если детям будет оказана
соответствующая помощь и дана свобода выбора.
Вот когда мы начали работать с индивидуальными
способами обучения, стали предоставлять детям
свободу выбора – материала, текста, ручки, места,
где сидеть, – прогресс обозначился практически у
всех учеников.
На наш взгляд, только такая свобода и позволяет
каждому ребенку ощущать себя личностью, которая
действительно самоценна в своих действиях.
Виктория БОЙКОВА,
учитель русского языка и литературы школы № 507
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|