Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Когда точка преткновения становится точкой отсчета
Методика преподавания может быть очень эффективной.
Но всегда найдется ученик, с которым она не срабатывает. И тут самое главное понять – это не вина ребенка

Несколько лет назад у педагогов школы возникло ощущение неудовлетворенности: нам надоели наши черно-белые учебники. В разговорах с психологами, в размышлениях над прочитанными книгами мы поняли, что в нашем образовании мир представлен очень узко и однообразно. И нам захотелось сделать обучение более насыщенным и ярким.
Вот пример.
Учитель русского языка пытается помочь детям усвоить правописание так называемых словарных слов – тех, для которых не придуманы четкие правила и которые требуется просто запоминать. Как помочь ребенку в этом непростом деле запоминания?
Начали, например, рисовать всевозможные цветные картинки, с которыми можно было бы ассоциативно связать словарные слова, да так, чтобы в самих рисунках можно было бы как-то акцентировать трудные для написания места. Скажем, к слову «корова» была придумана картинка с изображением симпатичного рогатого существа, на носу которого были очки с линзами в виде двух букв О – мол, глядите, ребята, на корову и запоминайте, что в слове «корова» две буквы О, и никак иначе!
Уж теперь-то, думали мы, любой, даже самый невнимательный ребенок запомнит раз и навсегда, как надо писать эти словарные слова.
Как бы не так!
Понятно, что обучение с картинками куда интереснее, чем простая зубрежка слов, и для кого-то из детей такой прием сработал. Но нас поразило, что совсем не в той мере, на которую мы рассчитывали. Все равно некоторые дети упорно выпадали из учебного процесса, а эффект такого обучения держался недолго: со временем ребята начисто забывали правильное написание словарных слов.
В чем же дело?
У нас возникло предположение, что, когда ассоциативную картинку сочиняет учитель, это может просто-напросто не соответствовать ассоциативным ощущениям ребенка, и оттого его восприятие оказывается глухим по отношению к самой замечательной картинке.
Например, учитель предлагает детям запомнить словарное слово «цирк» и показывает картинку с изображением клоуна, а у ребят это слово вызывает совсем другие ассоциации – например, слон или тигр.
Нам стало ясно, что очень важно учитывать личный опыт ребенка. Порой учителю кажется, что он знает лучше, что какие-то придуманные им картинки или слова – самые важные – обязательно должны быть в сочинении, которое пишет ребенок. Но у ребенка-то другой опыт!
И тогда мы решили попробовать вот что. Пусть каждый ребенок, перед которым стоит нелегкая задача запомнить никак не дающееся ему словарное слово, попробует ориентироваться не на ассоциации, предлагаемые учителем, а сам сочинит небольшой текст из пяти-шести предложений с использованием этих слов.
Например, у меня весна ассоциируется с прилетом скворцов, а у одного мальчика из моего класса весной день рождения. И он придумал к трудному для него слову «весна» картинку, на которой был нарисован торт со свечами, и очень трогательно описал свой праздник в мини-зарисовке.
А потом мы пошли дальше и… стали вместе с детьми разрабатывать их индивидуальные «мыслительные карты», на которых отображалось то, как тот или иной ребенок видит какую-то учебную тему (или, например, правило).
У кого-то это была просто красивая иллюстрация, а у кого-то такая карта становилась настоящим помощником, которым он пользовался.
Учебный результат зависел от того, на что делал акцент ребенок при создании такой карты. Кто-то делал ее ярко и красочно, но на его карте слабо отражалось собственно учебное содержание; другой делал ее очень теоретичной, целиком переписывая текст учебника, но при этом терялась его мыслительная индивидуальность…
Но общую форму обучения детям все равно предлагал учитель. Анализируя эту работу, мы пришли к выводу, что наши дети очень по-разному обучаются, и решили, что нам было бы полезно понять, какие процессы происходят у каждого из них в голове. Почему что-то срабатывает, а что-то не срабатывает вообще? Или, например, почему в какой-то момент урока тридцать процентов класса слушают открыв рот и замечательно усваивают предлагаемое учителем содержание, а для остальных семидесяти новая тема пролетает мимо ушей?
Стали разговаривать об этом с учениками. «Вот у тебя очень красивый почерк. Как ты этого достиг?» И ребенок отвечает: «Я исписывал кучу тетрадок, блокнотов, которые мне покупали родители, и вот теперь у меня идеальный почерк…» Так что же, значит, надо пойти к Пете, Ване и Саше, дать им двадцать тетрадок, чтоб за неделю все исписали, и у них улучшится почерк? В результате у части детей почерк, может, и улучшится, а у других никаких сдвигов в лучшую сторону вообще не произойдет!
Практика постоянно давала нам примеры различного подхода детей к выполнению задания. На уроке изобразительного искусства все ребята нарисовали натюрморт в горизонтальном плане, а один ученик – в вертикальном… Но ведь изображение от этого не стало хуже!
И тут мы поняли, что нам самим надо быть более гибкими в подаче материала и в своих требованиях.
Из года в год мы учим по каким-то единым алгоритмам: «…взяли ручку, в середине тетрадки написали… зеленой ручкой написали тему… желтой ручкой написали то-то». Получается, что мы все время задаем им какие-то рамки и обучаем тому, что умеем сами, и при этом не допускаем мысли, что наш ребенок может прийти к пониманию какой-то темы другим путем – не таким, как предлагаем ему мы.
Но у любого ребенка есть свои способы действий, всяких действий, начиная от того, как он собирается в школу, и заканчивая ответом у доски. И этот способ можно понять и усовершенствовать при условии, если детям будет оказана соответствующая помощь и дана свобода выбора.
Вот когда мы начали работать с индивидуальными способами обучения, стали предоставлять детям свободу выбора – материала, текста, ручки, места, где сидеть, – прогресс обозначился практически у всех учеников.
На наш взгляд, только такая свобода и позволяет каждому ребенку ощущать себя личностью, которая действительно самоценна в своих действиях.

Виктория БОЙКОВА,
учитель русского языка и литературы школы № 507


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru