КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Многие из нас мечтают о технологиях, с
помощью которых можно было бы успешно учить всех.
Но при этом мы часто забываем, что главный ресурс
любого учения находится внутри ребенка: каждый
по природе креативен, каждого занимает познание
нового, каждый обладает способностью к
саморазвитию. К сожалению, школа заглушает эти
способности, когда предлагает всем ученикам идти
к учебной цели одним и тем же путем.
А что, если попытаться строить образование иначе,
так, чтобы у ребенка была возможность найти и
развить свой индивидуальный способ учения? Такую
цель поставили педагоги московской школы № 507.
Недавно на базе этой школы прошла конференция
«Познавательные процессы в образовательной
технологии», на которой учителя поделились
своими наработками.
Как ты учишься?
Оказывается, этот вопрос может быть не об
успеваемости. А о способах познания
Ответ – один, а решений – много!
В какой-то момент обучающего семинара учителям
предложили выполнить задание, не связанное с их
учебным предметом. Одна из групп решала
математическую задачу: самолет вылетел из
аэропорта со скоростью шестьсот километров в
час. Через полчаса в том же направлении вылетел
другой самолет со скоростью 750 километров в час.
Через какое время после своего вылета второй
самолет будет впереди на двести двадцать пять
километров? Как рассказала на конференции
участница семинара учитель химии Екатерина
Тишкина, из восьми человек эту задачу решили
четверо, причем каждый решил ее своим особым
способом. Так, самые молодые педагоги вспоминали
математическую формулу, учитель-филолог
нарисовал линию движения самолета и определял
искомое число методом «научного тыка»,
подставляя разные значения времени и расстояния,
сама Екатерина Михайловна отметила в тетради
разницу во времени и расстоянии, а затем
опиралась на эту запись как на опорную схему… Но
если взрослые люди с высшим педагогическим
образованием совершенно по-разному подходят к
решению обычной школьной задачи, то почему у
детей должно быть иначе?
Знание о мире и знание о себе
Когда учитель русского языка Евгения Саяпина
попросила детей описать свои индивидуальные
стратегии запоминания так называемых словарных
слов, обнаружилась интересная закономерность.
Оказалось, что менее успешные ученики, как
правило, просто раз за разом прочитывают слова,
стараясь их запомнить. А более успешные ребята
решали ту же задачу, используя разнообразные,
гораздо более интересные приемы и методы. Скажем,
кто-то рисовал картинку, с которой у него
ассоциируется то или иное слово, кто-то делил
слова на группы по типам орфограмм (трудность в
написании приставки, удвоенная согласная…),
кто-то специально выделял вызывающие
затруднение буквы…
Для того чтобы дети могли осознать и развить свои
индивидуальные способы обучения, в школе № 507
проводятся специальные уроки. Как и все другие,
они начинаются с целеполагания. «Это очень
важный момент, – подчеркивает учитель русского
языка Виктория Бойкова. – Иногда бывает, что
ученик вроде бы все делает правильно, а
результата нет. Где провал? Часто – в постановке
цели».
То есть каждый ребенок должен поставить
личностно значимую, продуманную и реалистичную
цель.
Следующий этап урока – актуализация и выявление
индивидуальных способов работы. Ключевой момент
здесь – опора на личный опыт. Собственный способ
работы по определению может вырасти только из
собственного опыта.
А свой опыт требуется как-то описать.
Поначалу этот этап вызывает у ребят затруднения:
как ответить на вопрос, что с тобой происходит,
когда ты, к примеру, читаешь текст? Но это уже
задачка для педагогов: вопрос должен ставиться
не в общем залоге, а конкретно, с примерами: когда
ты читаешь, ты представляешь себе какие-то
картинки? Ты проговариваешь текст шепотом для
себя? Ты мысленно перемещаешься внутрь сюжета
трудной задачи? Представляешь себя участником
процесса?..
Вскоре учителя поняли: есть вопросы, которые
более других помогают детям осознавать свою
стратегию решения тех или иных учебных задач.
Например, в процессе создания детских текстов
ключевым вопросом оказывается вопрос «как?».
«Как у тебя получилась первая фраза?», «Как ты
понял, что вступление закончено и нужно идти
дальше?», «Как решил, что у тебя будет в основной
части?».
И уже затем наступает этап анализа эффективности
избранной стратегии работы. Ребята начинают
анализировать успешность или неуспешность
выбранного пути к знанию и пытаются ответить на
вопрос, какие действия помогали в достижении
поставленной цели, а какие мешали. И какое из них
было самым важным?
И уже на основе анализа можно ставить вопрос о
возможности развития индивидуальной стратегии.
Как правило, это происходит в процессе
совместного обсуждения: дети говорят о сильных и
слабых сторонах своих стратегий и о том,
насколько учебные стратегии других детей могут
оказаться им интересны и полезны: «А что, если и
мне попробовать поработать в той стратегии,
которую реализует Петя, у которого так все
здорово получается?..»
Бывает, конечно, что ребенок вообще не намерен
искать и разрабатывать свои стратегии в
достижении каких-то учебных целей: «А я вообще не
люблю писать сочинения!»
Тогда учителя пытаются выяснить, а что же
все-таки любит делать ребенок и что ему
по-настоящему удается. И вот, например,
выясняется, что мальчик хорошо и увлеченно…
собирает паззлы. «Расскажи, пожалуйста, как ты
это делаешь!» – просят учителя. И вдруг
выясняется, что та индивидуальная стратегия,
которая делает этого мальчика успешным и
увлеченным в деле собирания паззлов, может быть
успешно применена и в процессе подготовки к
сочинению! Здесь ведь тоже следует решить задачу:
представить себе всю картинку в целом, как и при
сборе паззлов…
Вообще обучение у самого себя – вернее, у тех
ситуаций, в которых ты успешен, – мощный ресурс
образования, который до сих пор остается
практически невостребованным школой…
…Даже двоечники начинают улыбаться
Существенный момент во всей этой деятельности:
ребенок первым дает оценку выполненной им
работе.
Например, оценивает свое сочинение.
Причем не просто ставит формальную отметку –
«два» или «пять», а подробно рассуждает о том, что
ему удалось сделать сразу, а что он изменил после
того, как послушал мнения своих товарищей и узнал
о том, каким образом они создавали свои
произведения...
На следующем этапе свои оценки дают
одноклассники, и только затем эту работу
оценивает учитель. И опять-таки оценивает работу
качественно, а не количественно: что удалось с
точки зрения содержания, языка, композиции – и
лишь в конце выставляет отметку.
«Бывает, ребенок от одного сочинения к другому
очень вырастает, – рассказывает Евгения Саяпина.
– Формальная отметка – все равно пока тройка. Но
мы сопровождаем эту тройку такой рецензией:
«Молодец, у тебя замечательные, связные
вступление и завершение... Есть ощутимые
результаты… Но в целом того-то и того-то
недостает, есть над чем работать дальше».
Научный руководитель 507-й школы Андрей Плигин
говорит в подобных случаях: «Миша сегодня
отличник – он отличается от всех остальных, он в
десять раз улучшил свой результат».
В том-то и дело, что главное – не в хороших
отметках. Главное – собственный опыт достижения.
И очень важно, что этот опыт можно описать и
отрефлексировать, начиная с первого шага. Когда
ребенок начинает задумываться на тем, как он
нечто делает, у него рождается интерес. А уже
потом приходит осознание собственного способа
обучения: «А у меня, оказывается, вот как все это
происходит!» И это позволяет не только
усовершенствовать свою стратегию, но еще больше
разжечь огонек личного интереса. Ведь истоки
интереса лежат именно в наполнении деятельности
разнообразными личными смыслами. Когда ребенок
размышляет над путями совершенствования своего
способа учения, у него появляется азарт, который,
как известно, помогает быстрее пройти путь к
успеху. И с каждым небольшим продвижением
усиливается вера в себя, крепнет ощущение своих
возможностей, открываются новые перспективы,
меняется отношение к миру.
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|