Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ № 53

Новые книги

И.В.КАРАЦУБА, И.В.КУРУКИН, Н.П.СОКОЛОВ.
ВЫБИРАЯ СВОЮ ИСТОРИЮ.
«Развилки» на пути России: от Рюриковичей
до олигархов.
Москва, «Колибри», 2005

В предисловии к этой необычной книге авторы пишут,
что это вовсе не учебник. «Она, скорее, – “антиучебник”». И даже
не потому, что некоторые события здесь получают непривычное освещение. Существенно другое. Учебники рассказывают о правилах и законах, которые нужно выучивать и запоминать. Когда так пишут учебники по физике и химии – это естественно; беда, что тем же манером пишут и учебники по истории. Даже когда «закон истории» не формулируется в них открыто, построение рассказа всегда подразумевает скрытую предопределенность исхода.
Смысл книги «Выбирая свою историю» – поколебать уверенность в том, что возможно лишь одно объяснение прошлого. Объяснений может быть больше, но существенна не только сама возможность «исторической развилки», но и то, насколько она была осознана современниками. Не говоря уж о том,
что выбор объяснения – это личный выбор читателя, гражданина.
«Проблема в том и состоит, что история не имеет объективных законов, кроме тех, что придумывают пишущие. Все попытки подвести историю под какое бы то ни было общее правило – будь то Божий промысел, понимаемый в качестве генерального плана; прогресс просвещения; “естественно-исторический процесс” смены общественно-экономических формаций; позаимствованные у биологии законы рождения, роста и гибели цивилизаций – пошли прахом».
Целенаправленная деятельность человека в прошлом, составляющая существо истории, не подчиняется никакой кабинетно измышленной закономерности. Если бы подчинялась, историк, подобно физику и химику, мог бы знать, чем закончится процесс, и делать верные предсказания на будущее. «Удавалось – весьма редко и самым чутким – угадывать. Предсказывать не удавалось никому, и не потому, что предсказателям недоставало таланта или знаний. Просто история – поле деятельности человека, который обладает не только разумом, но и свободой воли. Поэтому совершенно бессмысленно требовать, как Алиса (Льюиса Кэрролла), чтобы живые ежики вели себя как деревянные крокетные шары. Нет, они, конечно, катятся после удара носом фламинго, но… куда сами хотят».
Исторический выбор мы делаем ежедневно, подчас совершенно этого не сознавая. Иногда только весьма отдаленные последствия могут прояснить все значение сделанного шага. Но всегда наш выбор диктуется образом желательного будущего. И в любом сообществе людей постоянно идет эта сложная борьба между разными проектами будущего. В ходе этой борьбы довольно часто общественные системы оказываются в состоянии неустойчивого равновесия, и тогда выбор немногочисленной, но энергичной группы (и даже одного человека!) может существенно изменить траекторию движения всего сообщества. Или, наоборот, повседневная деятельность множества «обычных» людей, преследующих собственные, часто мелкие и сиюминутные цели, «сдвигает» общество в ту или иную сторону вопреки замыслам могущественных государственных мужей и великих реформаторов.
В этом смысле история представляет собой длинную цепочку развилок. Каждый акт выбора отодвигает в тень нереализованные, потенциальные возможности, набор которых, существовавший
на момент совершения выбора, по прошествии времени часто уже с трудом поддается реконструкции.
Казенная история не знает сослагательного наклонения. Но понимать обстоятельства и мотивы выбора предков (нередко совершавших деяния, гордиться которыми затруднительно) – добродетель гражданина, готового действовать сознательно и свободно. Знание и понимание альтернатив прошлого – лучшая из известных профилактик тяжелого заболевания национальной памяти типа «сделайте нам красиво».
«Эта книга – собрание очерков, повествующих об исторических развилках, когда история нашего Отечества могла получить существенно иное продолжение, и о том спектре альтернатив, который держали в уме участники событий (историки называют его “горизонтом ожиданий”)».
«Пусть Вас не смущает, что выбор делают всякий раз, по видимости, значительные и высокопоставленные личности. Они всего лишь знаковые фигуры, о которых мы больше знаем и чей выбор символизировал выбор определенной части нации.
Важно то, что, сознательно одобряя или не одобряя этот выбор, Вы совершаете свой собственный».
Йохан Хёйзинга утверждал, что есть очень важный элемент в историческом понимании, который лучше всего обозначить как «чувство истории». По его словам, «этот не вполне поддающийся точному определению контакт с прошлым не эстетическое наслаждение, не религиозное переживание,
не нахлынувшее внезапно благоговение перед природой, не метафизическое узнавание. Чувство истории осознается как понимание, которое сродни пониманию музыки или, скорее, пониманию мира посредством музыки».
Обсуждение всех сюжетов (их всего 23 – от призвания Рюриковичей до дефолта 1998 года) пронизано стремлением авторов дать почувствовать историю Отечества, желанием, чтобы читатель услышал ее музыку.

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: «gnpbu@ gnpbu.ru»
Internet: «gnpbu.ru»

Обзор подготовил
Владимир СЕВРЮГИН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru