ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Почему ребенок плохо читает
Письмо и чтение – это особые формы
речевой деятельности, имеющие сложную
психологическую структуру.
Сегодня среди учеников начальных классов около
20–25% детей страдают различными нарушениями речи.
Дети с не резко выраженными речевыми
нарушениями, как правило, овладевают навыками
письма и чтения, но при этом допускают большое
количество специфических ошибок, которые
учитель обычными педагогическими методами
устранить не в силах.
Охарактеризуем эту категорию детей.
Исследованиями установлено, что трудности при
обучении грамоте, а позже и родному языку,
испытывают дети, имеющие нарушения звуковой
стороны речи, при котором страдает не только
произношение отдельных звуков речи, но и
различение их на слух. При этом биологический
слух у них не снижен. Они с трудом расчленяют
звуковой поток на отдельные слова, слоги, звуки;
не могут определить их последовательность. Одним
словом, не владеют навыками звукового анализа и
синтеза. В их устной речи преобладают замены и
смешения звуков, близких по артикуляции, глухих и
звонких, твердых и мягких, характерно
неустойчивое употребление звуков в словах
различной слоговой структуры. Ребенок может
правильно повторить за взрослым все звуки
(изолированно или в слогах), но в процессе речи
часто заменяет их близкими по звучанию или
артикуляции.
Такие особенности могут остаться незамеченными
родителями или учителем, но они свидетельствуют
о том, что у ребенка недостаточно сформировано
фонематическое восприятие и он не готов к
полноценному освоению письма и чтения.
Нарушения письма у детей практически всегда
сочетаются с недостатками чтения – дислексией.
Типичные проявления нарушений техники чтения
состоят в следующем: дети не способны
осуществить анализ и синтез слов, пропускают или,
напротив, вставляют лишние буквы; искажают
структуру слова; повторяют, добавляют или
пропускают слова; заменяют одно слово другим,
сходным по звучанию или по смыслу. При этом
отмечается недостаточный темп чтения и, главное,
низкий уровень понимания прочитанного текста.
Подобные ошибки, как и при дисграфии, носят
устойчивый характер и их нужно отличать от
отдельных нестойких ошибок на раннем этапе
овладения навыком чтения.
В основе дислексии и дисграфии у детей младшего
школьного возраста чаще всего недостаточная
психофизиологическая готовность к усвоению
навыков письма и чтения.
На успешность овладения письмом и чтением могут
повлиять индивидуальные особенности высшей
нервной деятельности ребенка, высокая
истощаемость, низкая работоспособность,
трудности организации деятельности, возрастная
несформированность познавательных функций.
Выделяют и психолого-педагогические проблемы.
Требования единой методики обучения письму и
чтению в общеобразовательной школе не всегда
совпадают с функциональными возможностями
детей, особенно если у них отмечалась задержка
речевого развития.
Определенные трудности в усвоении письма и
чтения могут быть обусловлены
несформированностью процессов самоконтроля и
саморегуляции. В этих случаях проявляется
нерегулярный случайный пропуск букв, слогов,
недописывание слов и предложений, медленный темп
письма и чтения, неумение обнаружить свои ошибки.
Характерно возрастание ошибок к концу
письменной работы, трудности формирования
двигательного навыка письма.
Большой ошибкой является распространенное
мнение о том, что перечисленные трудности
исчезнут по мере продвижения в школьной
программе. Наоборот, если они обусловлены
системным речевым недоразвитием, с усложнением
программных требований нарушения письма и
чтения усугубляются. Они становятся основной
причиной стойкой неуспеваемости, и ребенок
окончательно теряет интерес к учебе.
Галина ЧИРКИНА, доктор педагогических
наук, профессор,
заведующая лабораторией
содержания и методов обучения
детей с нарушениями речи
ГНУ «ИКП РАО»
Консультацию специалистов по проблеме
нарушения письма и чтения можно получить в
Институте коррекционной педагогики РАО в
лаборатории содержания и методов обучения детей
с нарушениями речи по тел. 245-11-83; по адресу:
chirkina@ise.iip.net
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|