Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №53
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Поздравление по кругу
Игра-мастерская

Самый яркий и несерьезный праздник – Новый год – уже не за горами. Малыши
в оставшиеся три недели будут писать письма Деду Морозу, старшие – готовиться к классным «Огонькам» и дискотекам.
А еще – все будут придумывать подарки!
Мы предлагаем вам игру,
в процессе которой участники сделают поздравительную открытку. Казалось бы, что может быть скучнее
и традиционнее,
но в представленной игре найдется место
и сюрпризам, и небанальным добрым словам. Несмотря на кажущуюся простоту формы, это игра не только для младших школьников.

Как правило, эта мастерская проводится перед каким-нибудь праздником: Новым годом,
8 Марта, окончанием учебного года.
К этой игре придумалось необычное название: «Традник». Наверное, потому, что слово праздник чаще ассоциируется с праздностью, бездельем. А в этой игре-мастерской результатом становится вполне конкретный, хоть и небольшой, подарок-сувенир, изготовленный руками самих участников. Нам представляется, что в слове традник удачно встретились слова – традиция, праздник и радостный труд.
В процессе игры участники потренируют свою аккуратность и собранность, тщательность и неспешность, бережное и уважительное отношение к труду одноклассников.
Для игры понадобятся:
– листы белой плотной бумаги размером с открытку; количество – по числу участников;
– небольшие листочки (4 х 8) писчей бумаги, по 4 на каждого из участников;
– каждому – по одному тетрадному листочку для черновых записей и по ручке;
– комплекты фломастеров или наборы цветных карандашей на каждую группу (гуашь и акварель для этой игры не подойдут);
– нарядная коробка, мешок или шляпа, куда могли бы поместиться все изготовленные открытки для последующей лотереи.

Участники делятся на группы и рассаживаются за столами так, чтобы каждому было удобно рисовать, писать, передавать что-либо внутри группы. Сами группы по возможности максимально удалены друг от друга. Желательно, чтобы во всех группах число участников было равным – от четырех до шести.

Ход игры-мастерской
1. Ведущий уточняет с участниками смысл слова традник и договаривается о том, что сегодня все вместе и каждый отдельно будут мастерить небольшой подарок – поздравительную открытку.
Когда эта игра идет впервые, ведущий непременно обращает внимание детей на ее название, поскольку такого слова в русском языке нет. Ребятам предлагается назвать слова, созвучные, похожие на слово «традник». Как правило, большинство этих слов вполне согласуется с основным смыслом игры – радостным трудом в преддверии традиционного праздника.
На столах каждой группы лежат листы – заготовки для будущих открыток. Важно обратить внимание ребят на то, что нужно постараться работать с этими заготовками очень аккуратно, так как количество их ограничено и работа будет идти, что называется, с первой попытки.
Далее будет представлен вариант игры по созданию новогодней открытки с использованием идей Н.Малявиной, учителя школы № 142 Санкт-Петербурга.
2. Каждому участнику предлагается взять по открытке, на которой пока ничего нет, и нарисовать на ней елочку – любую, какую захочется. Главное условие – мы создаем красивую открытку, которую любому будет приятно получить в подарок.
Времени на каждый шаг отводится немного, обычно от двух до пяти минут. Организатор следит за тем, как идет дело, и чтобы в предложенный интервал времени уложились все участники.
После того как елочку нарисуют все, каждый член группы передает свою открытку по часовой стрелке соседу слева.
Важно, чтобы передача заготовок всеми участниками происходила одновременно. Только после того как у каждого в руках окажется открытка, можно предлагать следующее задание.
3. Работа над открыткой продолжается новым мастером. Теперь предлагается елочку украсить гирляндой, выполненной с помощью фломастеров или карандашей. Когда все с этим справятся, по команде ведущего открытки снова передаются внутри группы соседям слева.
4. Теперь эту елочку предлагается украсить какой-нибудь елочной игрушкой, по завершении чего передать соседу.
5. На этом этапе участникам предлагается нарисовать снег или снежинки и передать соседу.
Необходимость в этом возникает в том случае, если у большинства участников на открытке осталось очень много свободного пространства.
6. Наконец, участникам предлагается положить под нарисованную елку свой подарок. А чтобы нельзя было сразу угадать, что это, подарок изображается красиво упакованным в коробку или яркую бумагу, непременно перевязанную красивой ленточкой с бантом. По команде ведущего открытки передаются соседу слева.
На этом изобразительная часть оформления открыток завершается. Количество таких этапов определяется числом участников в группе, но любая последовательность этапов должна завершиться рисунком подарка, который будет положен под елку. Лучше, если после этого шага открытка закончит полный круг и вернется к тому, кто ее начинал (автору елочки).
Выполнение задания в предложенной последовательности ориентировано на группу из пяти участников. Если во всех или в большинстве групп находятся, например, по шесть человек, то может появиться еще один этап: изобразить кого-то, кто сидит, стоит или скачет около елочки. Если в группах по четыре участника, то можно объединить этапы с изображением гирлянды и игрушки или пропустить какой-то из этапов, кроме первого и последнего. В любом случае создание открытки нужно завершить изображением подарка.
7. Участникам предлагается рассмотреть полученную открытку, мысленно «развязать ленточку» и «посмотреть», что лежит в подарочной коробке. Пофантазировать о том, что хотелось бы получить в подарок, и записать свои фантазии на тетрадном листочке для черновых записей. Представить свою радость от подарка. Далее ребятам предлагается перечислить на этом листочке то, с чем для них вообще связано состояние радости, счастья. А затем продолжить свой список словами, выражающими то, с чем для них связаны надежды на наступающий Новый год.
Это могут быть и какие-то вполне реальные предметы, и что-то нематериальное: мир, здоровье, удача, хорошая погода.
8. Тем, кто захочет, предлагается озвучить идеи, с их точки зрения, самые важные и наиболее интересные. Те, кому понравится какая-либо идея, смогут дополнить свои списки.
9. Теперь каждому участнику предлагается взять по четыре небольших листочка-записочки и на каждом записать по одному слову или словосочетанию, с которыми для них связаны радостные, счастливые ожидания и надежды в наступающем году. Четыре листка – четыре разных слова, выбранных этими участниками из множества созданных ими на предыдущем этапе. Заполненные листочки складываются текстом вовнутрь, причем каждый отдельно, но все одинаково, и кладут их на отдельный стол.
10. Ведущий перемешивает карточки и предлагает участникам по очереди подойти к столу и, не выбирая, взять любые четыре записки. Вернувшись на свое место, не разворачивая записки, участники должны убедиться только в правильности количества взятых карточек.
Когда у всех на руках будет по четыре записки, только тогда участникам предлагается развернуть их и посмотреть, что же им досталось.
11. Теперь наступает заключительный этап оформления открыток – их надписывание. При этом каждый работает с той открыткой, с которой начинал игру. Здесь важно, во-первых, найти обращение к пока не известному получателю этой открытки, причем такое, чтобы оно было приятным и подходящим любому присутствующему, учитывая, что в классе сидят и мальчики, и девочки: «Мой дружок!», «Мое солнышко!», «Дорогой друг!». Во-вторых, участникам предстоит придумывать поздравления и пожелания, используя все четыре слова, которые достались каждому в записках.
Это наиболее сложный и продолжительный этап. Важно, чтобы ребята вначале попробовали сочинить поздравление на черновике с обязательным включением четырех полученных слов или словосочетаний, конечно, дополнив и развив их по своему усмотрению, а затем, отредактировав и откорректировав текст поздравления во всех отношениях, перенесли бы его красиво и разборчиво на открытку.
Полностью оформленные открытки участники кладут в нарядную коробку, мешок или шляпу для будущего розыгрыша.
12. Группы по очереди (очередность может быть определена любым игровым способом) подходят и вытягивают открытки. Если попалась своя открытка, то возможна ее замена.
13. В завершение каждому, кто хочет, предлагается прочитать вслух текст своей открытки, полученной в финале игры.
Обычно, если постарались все, это проходит весело и радостно.
Для весенних открыток, которые можно делать для мам, причем это станет результатом не только индивидуального труда, но труда целой группы ребят, можно использовать другие реквизиты: цифру 8, солнце, какой-нибудь цветок, слова «марта» или «поздравляем маму!». Для открыток по случаю окончания учебного года – любые знаки, связанные со школой, летом, каникулами, успешным движением по ступенькам школьного образования.

Марина ЕРМОЛАЕВА
Санкт-Петербург


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru