ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №53
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПОСЛЕ УРОКОВ
Уроки практической психологии
Рекомендации классному руководителю
Многие проблемы, возникающие у
педагога, вполне разрешимы, если удается освоить
благоприятный стиль педагогического общения.
Опекун сгорает на работе
Учителя российских школ традиционно отличаются
умением давать добротные знания, но порой их
самоотверженность и энтузиазм приводят к
полному истощению сил и постоянному ощущению
перегруженности на работе.
Сегодня роль учителя не должна сводиться к
опекунскому отношению к ученикам. Им необходим
учитель, и в особенности классный
руководитель-менеджер, организующий
деятельность энергичных, самостоятельных детей
и подростков, имеющих свои возрастные
особенности. Следовательно, классному
руководителю необходимы знания о возрастной
психологии, психологии общения.
Классный руководитель-опекун «сгорает» на
работе, тратя огромную энергию, чтобы
контролировать, заставлять, направлять учеников.
Классный руководитель-менеджер умеет
использовать потенциал и энергию своих учеников,
координируя их деятельность; владеет
современными психологическими методами помощи
детям (тренинги, ролевые игры).
Воспитание в современном понимании основано
прежде всего на понимании ученика – его нужд и
потребностей, на знании закономерностей его
роста и развития его личности. Эти же знания
необходимы и родителям.
Методы, которыми часто пользуются классные
руководители в работе с родителями, часто
оказываются недейственными. Бывает, что
теоретическая разъяснительная работа,
проводимая психологами и педагогами из лучших
побуждений, приносит родителям вред: они узнают,
что делают «все не так», пытаются вести себя
по-новому, быстро «срываются», теряют
уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а
то и срывают раздражение на детях.
Родителей необходимо не только просвещать, но и
обучать способам правильного общения. Однако для
этого педагоги сами должны ими хорошо владеть.
Взаимодействие с ребенком, педагогическая
поддержка основываются прежде всего на
безусловном принятии ребенка. Это значит, что
взрослый любит его не за то, что он красивый,
умный, способный, отличник, помощник и так далее,
а просто так, просто за то, что он есть!
Разрушительные стереотипы
Учеными доказано, что потребность в любви, в
принадлежности, то есть нужности другому, – одна
из фундаментальных потребностей человека. Что
нам мешает безусловно принимать ученика? Главная
причина – это неправильный настрой на
«воспитание». Мы говорим: «Сначала дисциплина, а
потом уже добрые отношения. Иначе я его испорчу».
Это ошибка! Ошибка в том, что дисциплина
налаживается не до, а после установления добрых
отношений.
Воспитание учеников – сложный процесс, который
происходит постоянно. А мы, педагоги и родители,
часто пользуемся автоматическими реакциями,
заготовленными фразами в общении с детьми. Они
становятся помехами на пути эмпатического
взаимодействия, позитивных и эффективных
методов воспитания. Например:
– приказы, команды («Замолчи», «Чтобы больше я
этого не слышала») приведут к эффективному, но
временному результату;
– предупреждения, предостережения, угрозы
(«Смотри, как бы не стало хуже», «Не придешь
вовремя, пеняй на себя») часто бессмысленны, так
как загоняют ребенка в еще больший тупик;
– мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан
вести себя как подобает», «Ты должен уважать
взрослых») дают ребенку чувство давления
внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а
чаще все вместе;
– критика, выговоры, обвинения («Зря я на тебя
надеялась») формируют у ребенка низкую
самооценку, он начинает думать, что он и на самом
деле плохой, безвольный, безнадежный, неудачник;
– отшучивание, уход от разговора порой унижают и
отталкивают подростка.
Нелегкое искусство общения
Безоценочное, безусловное принятие – это
понятно, но как быть, если ученик «не слушается,
делает не то»? Как часто мы принимаем меры в виде
наказания, запрета, проявляем авторитарный стиль
общения. Результат – протест, игнорирование,
замкнутость. «Лечим» следствие оперативным
путем, совершенно не разбираясь в причинах
непослушания.
Причина негативного упорства и отказов часто
кроется в отрицательных переживаниях. Нам нужно
прислушаться к себе, проанализировать, как мы
общаемся с учеником, как часто используем
дружелюбный тон, совместную деятельность. Ведь
вместе – значит на равных.
Научиться эффективно общаться с ребенком
возможно, если использовать упражнения,
направленные на практическое овладение
элементами педагогической коммуникации. В.А.
Кан-Каликом разработаны такие упражнения
тренинга профессионально-педагогического
общения. Представим некоторые из них.
Техника интонирования. Попробуйте произнести
некоторые фразы (типа «кто дежурный?», «идите
сюда», «выполнили ли задание?», «прошу внимания»,
«да», «будьте добры» и т.п.) с различными
интонационными оттенками в зависимости от
педагогической ситуации.
Развитие мимики, пантомимики. Занятия проводятся
дома перед зеркалом: изобразите удивление,
волнение, гнев, смех, иронию и т.п.
Упражнение на педагогически целесообразное
переживание. Попытайтесь найти в себе зачатки
чувства, которое вы сейчас не испытываете:
радости, гнева, безразличия, горя, отчаяния,
негодования, возмущения и т.п.; найдите
педагогически целесообразные формы выражения
этих чувств в различных ситуациях, проиграйте
ситуацию.
Развитие семантических движений. Поиск
мимических и зрительных средств воплощения
требования, например: «садитесь», «внимание»,
«тишина», «иди сюда» и т.п. Найдите
пантомимические и мимические средства выражения
этих требований. Эти простые упражнения помогут
педагогу проиграть типичные ситуации и
приобрести навыки общения.
Что почитать по теме. Рекомендации
от автора.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? –
2004
Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют …» – 1997
Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока – 2002
Ирина ДЕТКОВА,
преподаватель Адыгейского
государственного университета
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|