Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №53

Готовность к диалогу
Завершился первый этап Фестиваля идей в области образования, который проводила Федерация Интернет Образования

Информация о предстоящем фестивале, появившаяся в Сети еще летом, слегка обескураживала демократичностью.
В требованиях к содержанию работ взгляд то и дело останавливался на словах: «желательно», «по возможности», «рекомендуется», «не ограничивается». Состав организаторов объявили открытым, а к участию пригласили всех: учителей, методистов, преподавателей ИПК, управленцев, родителей, школьников, коллективы и отдельных авторов.

Три месяца на сайт фестиваля приходили материалы со всей России. Их набралось более трехсот, причем авторство иногда было коллективным, значит, участников чуть больше. На первый взгляд совсем мало, капля в море педагогического сообщества. Или все-таки много, учитывая отсутствие денежного вознаграждения победителям и всяческих статусных дипломов.
Последнее условие сразу определило мотивацию участников. Кто станет, не рассчитывая на грант и официальное свидетельство, тратить время и силы, описывая свой опыт, оформляя его так, чтобы наилучшим образом представить? Правильно, энтузиасты.
По словам организаторов фестиваля, это и было сверхзадачей: проявить педагогов, которые хотят и пытаются работать нетрадиционно. Тех, кто хочет предъявить свои идеи и получить отклик коллег.
Интерес к новым образовательным идеям и, самое главное, к их авторам возник у ФИО не случайно. Пять лет они обучали учителей компьютерной грамотности. И в один прекрасный день поняли: недостаточно оснастить педагога пусть даже самой совершенной техникой и технологией – в образовательном сообществе нужно взращивать не только информационную, но и педагогическую культуру.
Тут очень кстати подоспели и результаты PISA. Они отчетливо показали, что наши школьники мыслят на уровне решения задач, а не проблем. И для выхода из этого тупика нужно работать прежде всего с учителями.
Первый этап фестиваля вывел в круг света тех, кто готов к диалогу. В этой логике, логике диалога, происходила работа с присланными материалами. Их не накапливали, чтобы выставить отметки. Работы анализировали (и анализируют до сих пор) и вступали в переписку с авторами, чтобы довести каждую идею до презентационного (от слова «презентация» – предъявление другим) вида.
Об этом рассказывает Леонид ЯСТРЕБОВ, координатор фестиваля: «Собственно идей, отчетливо сформулированных на уровне обобщения, а не описания эмпирического опыта, было не много. Поначалу я даже пришел в замешательство: столько описаний ресурсов, а где же идеи? Но потом понял: из многих работ можно вытащить идею, нужно только помочь автору, который интуитивно делает в классе что-то талантливое и интересное. И сделать полезным этот опыт для многих других. Да и самому педагогу помочь осознать, что он делает». Организаторы планируют опубликовать фестивальные материалы в сетевом журнале «Вопросы интернет-образования».
Еще одним результатом ФИОО стал его форум http://center.fio.ru/festival_forum_main.asp, работающий до сих пор. На нем помимо прочих обсуждений завязалась дискуссия о том, какие новые направления повышения квалификации становятся актуальными в связи с обсуждаемыми проблемами.
Форум не очень многолюдный, но своеобразный: почти в каждом сообщении – длинный монолог, порой почти на страницу. Возможно, это говорит о дефиците профессионального общения, который и стал, наверное, одним из главных побудительных мотивов для участия в фестивале.
Говоря о социальном составе участников, Леонид Ястребов отметил: «… среди них было сравнительно мало педагогов из тех столичных школ, у которых и так есть пространство для обсуждения и обкатки своих идей. Инновационные школы в этом смысле самодостаточны.
Очень большое число материалов на фестиваль прислали учителя из районных центров, из сел. Тут очень трудно ранжировать. Тот факт, что школа неизвестна организаторам фестиваля, вовсе не означает, что у себя в регионе она не передовая.
Но факт остается фактом. Московские, петербургские школы представлены минимально. А есть участники из Петрозаводска, Кирова, Ульяновска, Магнитогорска, Мурома, Бийска, Улан-Удэ, Томска, Красноярска, Барнаула, Нерюнгри, из сел и поселков Псковской, Новгородской, Томской областей, Красноярского и Алтайского краев – всех не перечислишь».
Организаторы планируют провести второй этап фестиваля в марте будущего года. Пишите. Спрашивайте. Присоединяйтесь!

Елена КУЦЕНКО


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru