Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №53

Колонка редактора

Села писать колонку редактора к последней «Школе для учителя» и поняла, что решительно не умею прощаться. Не умею говорить важных и торжественных слов в самом конце чего бы то ни было.
Припомнились накопившиеся за учительскую жизнь расставания: перед каникулами – длинными и короткими, с классами, переходящими в среднюю школу.
В них неизменно был привкус прощания на вокзале. Долгие сборы, провожания, какие-то случайные слова в дверях вагона. А потом стоишь уже у окна в коридоре и жестами показываешь: ты звони обязательно… и иди уже, не жди… ну тогда хоть шапку надень, замерзнешь…
И даже до того, как нас разделит стекло, еще на платформе в голову не приходят никакие правильные слова: все, что могло быть сказано, сказано раньше.
Поэтому, наверное, всегда испытывала тихую панику, когда родители затевали в классе что-то торжественное и праздничное по поводу окончания полугодия, учебного года, начальной школы. Потому что все важное уже случилось раньше, за то время, пока мы были вместе. И про это важное думаешь потом (когда поезд тронется и в стекле останется лишь твое собственное отражение) или заранее, когда так или иначе подводишь итоги.
Прощаясь, всегда оглядываешься назад.
А позади пятьдесят три номера более или менее содержательных, более или менее удачных. Поначалу вообще было очень трудно оценить, то ли я делаю, что нужно. Это как с уроком: выходишь после звонка в полном счастье, а посмотришь запись или поговоришь назавтра с детьми – мамочки, что ж это было...
Гораздо яснее все стало, когда начали приходить письма и приезжать в газету люди.
Помню, как я пришла в редакцию, а меня дожидается довольно уже немолодая женщина. И рассказывает, как прочитала один из номеров и поняла, что нужно вернуться к жизни, к педагогической работе из своей очень трагической ситуации. Я-то, когда писала этот материал, была уверена, что текст пустяковый, легкий. А тут вдруг так…
Трудно было обращаться непонятно к кому: пишешь, как камушки в воду бросаешь. Тем более для учителя: привык ведь, что все, что ты говоришь, зависит от того, к кому обращаешься.
Без ваших писем я бы не справилась. Поэтому очень благодарна всем, кто писал, звонил, присылал тексты и свои размышления. Особенно моему постоянному собеседнику Анатолию Николаевичу, который стал, можно сказать, уже соавтором. Именно из нашей переписки проросли самые интересные, на мой взгляд, материалы и темы за последний год: о том, как провести нетрадиционный педсовет, как работать с детьми-беженцами.
Но некоторые вопросы так и остались без ответа. Пока. Они уже для той, другой газеты, которая будет выходить после нового года.
«Школа для учителя» ведь не закрывается, а просто переезжает.
Поэтому вы… звоните обязательно… и пишите… или хоть шапку… шапку не забывайте надевать… холодно же…

Елена КУЦЕНКО


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru