НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Школа, заинтересованная в привлечении
информационных технологий, рано или поздно
обзаводится медиацентром. Сначала его
воспринимают как диковинку или даже баловство.
Но постепенно медиацентр становится вполне
функциональным элементом школьной жизни.
Складывается круг посетителей: от завсегдатаев
до тех, кто заглядывает редко, по крайней
необходимости.
Попробуем охарактеризовать разные группы
учителей, в профессиональную жизнь которых вошла
работа в медиацентре.
Групповой портрет в интерьере
медиацентра
О том, как возникает новое
образовательное сообщество учителей и учеников
Педагоги: юзеры и чайники
Двенадцать взрослых работают в медиацентре
весьма активно. Это молодые специалисты, которые
выросли уже в компьютерную эпоху. Учителя
биологии, физкультуры, все педагоги из начальной
школы – ПК их родная стихия. Как пользователям,
им не надо почти ничему учиться.
Вторая группа – люди постарше, проработавшие
больше 10 лет и начинавшие свою учительскую
деятельность на заре школьной компьютерной
цивилизации. В какой-то момент им показалось, что
использование возможностей ПК и интернета может
быть перспективным в организации уроков. Только
сами они не очень этим владеют, а на курсы все
как-то не попасть.
О них рассказывает Юрий Подкопаев, учитель
математики, дежурный администратор медиацентра:
«Радует, что учителя этой группы доходят до нас,
причем вместе с детьми пытаются разобраться, как
делать рисунок, чертеж, схему, сканировать
иллюстрацию, и мы, дежурные администраторы,
пытаемся им помочь. Чаще всего получается, что
дети быстрее всему учатся и учат потом свою
учительницу».
Третья группа – учителя, которые сначала
приходят без детей и говорят, что им хочется
провести учебное занятие с ребятами, но сами они
делать ничего не умеют, на ПК не работают и
работать не готовы («не хочется; боюсь, что не
получится; хотел бы, но некогда учиться; здоровье
не позволяет») и просят помочь подготовить и
провести урок с их детьми.
Юрий Подкопаев: «Я постою в сторонке, говорят они.
Дети сами будут показывать свои презентации с
помощью проектора, они это умеют. Если что будет
нужно, я мелом на доске объясню. За дисциплину
тоже не беспокойтесь».
Четвертая группа учителей – это полностью
самостоятельные пользователи. Они не подпускают
к себе никого и всегда четко знают, что им нужно.
Таким лучше работается вообще без ребят.
Есть и пятая группа. Как правило, это
преподаватели пенсионного возраста, которые к
информационному пространству не имеют никакого
отношения. Что такое презентация, знают только
понаслышке и совсем от этого не расстраиваются.
Но – все дороги ведут в Рим – случается и таким
учителям оказаться в медиацентре с просьбами:
напечатайте, пожалуйста, сосканируйте,
размножьте. Администратор вокруг такого клиента
организует броуновское движение
ребят-менеджеров, готовых выполнить любую
просьбу посетителя.
Ученик – учитель: перезагрузка
Когда в прошлом учебном году в медиацентре
начали работать дежурными менеджерами ребята из
8, 9, 10 классов, учителя приветствовали это. Но
практика показала, что в ситуации, когда ученик
учит работать учителя, и та и другая сторона
чувствует себя не всегда комфортно. К удивлению
ребят, иногда оказывалось, что не все учителя
хотят учиться. Для них было привычнее сесть рядом
с менеджером и указывать ему, что и как должно
происходить на экране монитора. Менеджеры
нервничали, но спорить не каждый решался.
Столкнулись ребята еще с одной проблемой
учителей: хочется сделать по-новому, а времени
нет. Говорит Влад, ученик 10 класса, дежурный
менеджер: «Были ситуации, когда учитель совсем
ничего делать в какой-то программе не умеет и
просит меня научить – ему срочно нужна готовая
работа. А я понимаю, что для такого обучения нужно
много времени. Тогда просто беру учительскую
работу и делаю ее сам вместо него. Они не
обижались, понимали, что быстрее самому сделать,
чем кого-то научить».
Вот ведь как любопытно получается. Думали,
компьютер в школе создает простор для общения
ученика с современной техникой, а он на самом
деле сводит еще в одном пространстве ученика с
учителем. Причем в этом «антимире» они и ролями
поменялись: кто учил – учится, кто учился – учит.
Испытывает трудности непонимания вечно
спешащего взрослого, ломает голову, как сделать
так, чтобы объяснение дошло. Будет жаль, если
педагогика пройдет мимо этого нового школьного
феномена, не обратит внимания на то, что ПК в
школе не только «железо», но и открывшийся вдруг
новый ресурс живого общения поколений.
Системный блок взаимоотношений
Говорит Юрий Подкопаев: «В конце прошлого
учебного года мы с Денисом Певчевым, читавшим
ребятам-менеджерам курс практической
психологии, провели среди них анкетирование и
попросили каждого написать эссе о своей
практической и теоретической работе в
медиацентре. Большинство из них в жизни не
сталкивались с новой информационной техникой, не
сканировали, не работали в Сети. Для них было все
в новинку, и стало понятно, что к чему».
Понравилась практическая работа – дежурство в
медиацентре в качестве ассистента взрослого
дежурного администратора. Наверное потому, что
ребята сразу видели результат: клиент приходит
со своей проблемой, они помогают ему, клиент
уходит довольный.
Одним из самых сложных дел для клиента и
менеджера оказывался поиск нужной информации в
интернете: ни тот, ни другой иногда не могли
грамотно сформулировать запрос.
Генрих Талалян, администратор медиацентра: «Если
ребенок приходит и говорит, что на интересующую
его тему в интернете ничего нет, значит, он вопрос
неправильно сформулировал. Нам надо специально
учить детей задавать машине «правильные»
вопросы. Как? Этому только человек человека может
учить».
Вот Генрих Викторович и учит. Приходят к нему
ребята из начальной школы, говорят, нужно
напечатать строчки из «Золотой рыбки» Пушкина.
Он им: за пять минут сможете? Нет, отвечают, не
сможем, мы медленно печатаем. А за шесть? За шесть
– попробуем. Сели, начали вспоминать, побежали за
книжкой, прибежали, а время уже вышло. Хотели
расстроиться малыши, а взрослый набрал по поиску
и говорит: смотрите, вся поэма на экране. Надо
только задать машине «правильный» вопрос.
Ресурс
В прошлом году ребята-менеджеры
специализировались по трем направлениям работы:
библиотечное дело, издательское дело, помощь
клиентам медиацентра в поиске и обработке
материалов на ПК.
Возможен еще интересный вариант, когда ученик
берет на себя работу в медиацентре как проектную
деятельность, например,
социально-исследовательского характера.
Собирает материал о запросах клиентов разных
возрастов (учеников, учителей, родителей), их
интересах, делает выводы-рекомендации
администраторам медиацентра по организации
работы в следующем учебном году. Или проекты
«Создание игротеки для начальной школы»,
исследовательский проект «Учитель и интернет».
Вокруг школьного медиацентра складывается новый
тип активного учебного сообщества взрослых и
ребят, людей с идеями, планами, желанием работать
в новой среде. За ростом и развитием этого
сообщества интересно наблюдать, и оно, как знать,
может стать ядром какой-то новой, без привычных
классов и уроков школы.
Работники медиацентра создали программу,
которая называется «Сетевой администратор
школьного медиацентра». Выложили на школьном
сайте www.734msk.ru. Программа выросла из занятий на
курсе менеджеров. Прежде всего это программа
саморазвития. Многие из учителей могут его
пройти. Особенно учителя информатики, которых в
институте не учат работать системными
администраторами. А сейчас почти все школы
работают с Сетью.
Весь модуль продуман так, что слушатель курса
пытается построить модель информационного
пространства своей школы, отталкиваясь от того,
что в ней для этого уже есть. За каждыми тремя
шагами следует конкретное задание, которое
слушатель выполняет. Делая эти шаги, человек
приближается к созданию информационного
пространства своей школы.
Евгения СОКОЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|