НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Компьютеры постепенно завоевывают свое
место в школе: слайды, фильмы, презентации,
обучающие программы, распечатка индивидуальных
заданий – вся эта почти недоступная раньше
роскошь становится обыденным удобством. Многие
учителя теперь без компьютера как без рук.
Но вот парадокс: люди, давно занимающиеся
преподаванием информатики, заговорили о тех
минусах и даже опасностях, которые сопутствуют
внедрению информационно-коммуникационных
технологий. Компьютер постепенно и незаметно
вытесняет учителя-собеседника – реально ли это
предсказание? Или оно скорее напоминает сюжет
антиутопии?
Компьютер – всего лишь средство
Информационные технологии входят в
образование, как и в остальные сферы жизни, и
самое непродуктивное, что с ними можно делать, –
это бояться. Ведь страх и агрессивное недоверие
порождают проблемы. Можно привести пример как
раз из того контекста, который близок нынешним
подросткам – «цифровому поколению». В одном
мультфильме сюжет строится на том, что люди
сначала создали, а потом в ужасе изгнали
высокоорганизованных роботов. Те развились в
приличную цивилизацию и предложили людям
сотрудничество. Люди ответили ядерной
бомбардировкой. И заварилась такая война, что
мало не показалось ни одним, ни другим.
Компьютер – это только средство, правда, очень
мощное. И наверное, никто не будет спорить, что с
помощью обучающих программ можно усваивать
знания гораздо быстрее, веселее и эффективнее.
Но если в образовательной системе
учитель–компьютер развивается лишь одна
составляющая – вторая, система перекашивается,
становится неустойчивой. То есть учителю тоже
нужно развиваться. Только человек может научить
другого человека использовать приобретенные
знания, обсудить возможные последствия их
применения, научить ставить цели и соразмерять
их с интересами других людей. Проштудировать
ядерную физику можно с помощью компьютера, а вот
о ядерной бомбе со всеми вытекающими
последствиями должен говорить человек.
Наверное, учителю хорошо бы помнить еще и о том,
что пострадать от компьютера может только тот,
кто мается от безделья. Человек, увлеченный
делом, будет использовать его для
самореализации. И вообще компьютер развивает и
усиливает те качества, которыми уже обладает его
хозяин. Недаром ведь люди, ценящие свободу,
используют виртуальную среду для расширения
своих возможностей. А тот, кто, например, склонен
забиться в нору и отгородиться от мира, может
вообще, не выходя из дома, зарабатывать и
заказывать все необходимое через интернет.
Учитель как раз получает возможность проявлять и
развивать человеческую сущность ребенка, когда
компьютер берет на себя учебную рутину. Если,
конечно, учитель ставит такую задачу. А плохой
учитель что с компьютером, что без…
Впрочем, ребенок даже без пристального
педагогического внимания вряд ли превратится в
электронное существо. Только если с рождения
заключить его в пресловутую «матрицу». Он ведь
непрерывно и естественно осваивает человеческую
логику, общаясь с другими людьми. Ребенок вообще
очень устойчивое и хитрое (но не коварное)
существо: он все-таки вырастает таким, каким
вырастает, несмотря на все педагогические
ухищрения и амбиции.
Теперь вот озаботились тем, чтобы оттащить его от
компьютера. Но человек уходит в виртуал оттого,
что ему неуютно, скучно, одиноко в реальном мире.
А в цифровой среде можно имитировать те ощущения
и эмоции, которых тебе не хватает. Может быть,
стоит что-то поменять в настоящем мире?
Елена КУЦЕНКО, Г.К.,
представитель «компьютерного» поколения
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|