Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Компьютеры постепенно завоевывают свое место в школе: слайды, фильмы, презентации, обучающие программы, распечатка индивидуальных заданий – вся эта почти недоступная раньше роскошь становится обыденным удобством. Многие учителя теперь без компьютера как без рук.
Но вот парадокс: люди, давно занимающиеся преподаванием информатики, заговорили о тех минусах и даже опасностях, которые сопутствуют внедрению информационно-коммуникационных технологий. Компьютер постепенно и незаметно вытесняет учителя-собеседника – реально ли это предсказание? Или оно скорее напоминает сюжет антиутопии?

Электронное обучение формирует профессионалов-прагматиков

Сегодня учителя активно учатся обращению с современной компьютерной техникой. Но вместе с тем педагогическое качество образования становится все хуже. Уходят педагоги старой закалки, выпускники педагогических вузов неохотно устраиваются на работу в школы. Из-за этого прерывается передача педагогического опыта.
Как в этой ситуации быть молодым учителям, у которых нет необходимого опыта преподавания? Не окажется ли так, что новое поколение будет с энтузиазмом использовать электронные технологии, видя в них панацею, защиту от собственной недостаточной педагогической компетентности?
Следует ожидать, что система обучения, основанная на компьютерных технологиях, либо интегрируется в систему образования, либо адекватно заменит существующую систему, либо в значительной степени вытеснит ее.
Путь интеграции – оптимистичный (и оптимальный) вариант. И хотя кажется, что этот вариант самоочевиден, возможные формы такой интеграции не определены.
Путь замены (подчеркнем – адекватной замены!) – вариант фантастический, поскольку предполагает создание человекоподобного искусственного интеллекта, обладающего необходимым комплексом эмоций и способного решать сложные этические задачи.
Путь вытеснения – катастрофически плохой. Но если не принять необходимых мер, к сожалению, весьма вероятный.
Очевидно, что обучение с помощью электронных обучающих программ, в том числе дистанционное, не способно заменить полноценное личностное общение преподавателя с учеником.
Фактически это относится к любой идее обучения с помощью технической среды, выступающей в качестве посредника. А именно: ученик может получить конкретные знания и даже уложить их в некоторую систему. Но он не установит неформальные ассоциативные связи (которые, собственно, и дают владение предметом) именно потому, что это требует от технического посредника умения мыслить неформально. А значит, исчезнет тот эффект от общения с преподавателем, который в конечном счете позволяет говорить не просто об обучении, а об образовании.
В электронном обучении, существующем сегодня, контроль знаний зачастую сводится к анализу результатов выполнения тех или иных тестов. Компьютерные технологии обучения очень удобны для широкой автоматизации процесса обучения. И неудобны для учета индивидуальных особенностей ученика.
Но предположим, что образование ученика будет передано в руки электронных технологий, в руки программистов и электронных методистов.
Стиль мышления, свойственный обучающей программе, то есть стиль неизбежно механистический и схематичный, будет привит ученикам… Электронное обучение сформирует прагматизм мышления.
Однако надо понимать, что человеческая логика анализа событий и принятия решений зачастую потому и противоречива, что в нее вмешиваются эмоциональные факторы и этические соображения. Их не запрограммируешь. Точно так же нельзя запрограммировать взрывные озарения интеллекта, то есть стимулирование ассоциативных связей.
Как результат электронного обучения мы можем получить жесткое, прагматичное общество, члены которого весьма эффективны при решении «коротких» задач. Но неизбежно лишены системного и стратегического (на несколько шагов вперед) мышления. А также умения мыслить полутонами, то есть видеть не только диаметрально противоположные варианты «да» и «нет», но и промежуточные, взятые во взаимосвязи с различными дополнительными факторами.
Общество будет гораздо более предсказуемым, гораздо более управляемым, чем сегодняшнее. Возможно, гораздо более законопослушным.
Но вместе с тем – и гораздо более манипулируемым.
Итак, возникает угроза прихода поколения, представители которого могут оказаться успешными в своей профессиональной деятельности, причем именно в силу особенностей сформированного «машинного» мышления. В условиях отлаженной системы эти профессионалы-прагматики будут действовать эффективно. Но любой внезапный поворот ситуации, требующий гибкости мышления, учета множества факторов, приведет к трудностям системы, построенной на таких профессионалах.
Межличностные взаимоотношения в таких поколениях будут строиться не на системе взаимных компромиссов, как сегодня. Слабые и чувствительные будут вытолкнуты из общества. Возникнет своеобразная «электронная Спарта», хорошо формализованная система, не способная при этом к творчеству, жалости и изменению. Судьба же Спарты известна.
Иными словами, развивающаяся сейчас формализация обучения может низвести роль учителя в школе к положению посредника между ИКТ и учениками. При этом учитель окажется не способен оживлять это общение своей личностью, вносить человеческую непредсказуемость, основанную на эмоциях и ассоциациях.
Вытеснение существующей системы образования приведет к появлению значительной прослойки людей со своеобразным консервативным мышлением. Это будут люди, не просто легко управляемые, но и стремящиеся к тому, чтобы ими управляли.
Кстати, не только система образования воспитывает таких «двоично мыслящих» людей. Общий климат информационного пространства влияет на мышление общества.
К счастью, речь пока идет всего лишь о возможном пути развития системы образования в России. Вопрос в том, хотим ли мы просто наблюдать за этим развитием или примем участие в нем и постараемся модифицировать.
На наш взгляд, правильный путь – это, предвидя негативные последствия от потенциального сценария вытеснения, начать разрабатывать сценарии «интеграции». Это означает, что в программах обучения учителей должны быть предусмотрены методы и приемы, развивающие творческие подходы и стимулирующие развитие личностных качеств, необходимых педагогу.
То же самое относится и к школьным программам обучения.

Леонид ЯСТРЕБОВ,
Дмитрий ГУЖЕЛЯ
Узнать мнение учителей об этой проблеме и присоединиться к дискуссии вы можете по адресу: http://center.fio.ru/festival_obs.asp


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru