НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В руках пульт, на экране фильм, дети в
виртуальном поиске... А учитель?
Компьютеры постепенно завоевывают свое
место в школе: слайды, фильмы, презентации,
обучающие программы, распечатка индивидуальных
заданий – вся эта почти недоступная раньше
роскошь становится обыденным удобством. Многие
учителя теперь без компьютера как без рук.
Но вот парадокс: люди, давно занимающиеся
преподаванием информатики, заговорили о тех
минусах и даже опасностях, которые сопутствуют
внедрению информационно-коммуникационных
технологий. Компьютер постепенно и незаметно
вытесняет учителя-собеседника – реально ли это
предсказание? Или оно скорее напоминает сюжет
антиутопии?
Шахматы подарили миру такой
исторический анекдот. В XIX веке по Европе возили
необычный аттракцион – чудо современной мысли,
робота-шахматиста. Замысловатое устройство из
дерева и железа обыгрывало одного живого
шахматиста за другим – Европа капитулировала
перед гением технологии. Таинственная механика
демонстрировала превосходство над таинством
человеческого сознания. Как-то раз в помещении,
где проходила очередная партия, запахло дымом.
«Пожар! Пожар!» – закричали зрители. Дверца в
аппарате распахнулась, и оттуда вынырнул карлик.
Времена меняются, но люди по-прежнему больше
доверяют прочным инженерным конструкциям, чем
слабому человеку. Учителя в наших школах
оказываются в роли карликов, закованных в латы
методик, программ, нормативов и новаций:
проектная деятельность, презентация, создание
сайтов. Компьютеризация минимизирует роль
учителя: в руках пульт, на экране фильм, дети в
виртуальном поиске, учитель за спиной
комментирует.
В нашей школе компьютеры в каждом классе, каждый
педагог собирает по своему предмету
мультимедиатеку, все чаще дает детям задания,
выполнение которых требует знания компьютерных
программ. Поэтому два специализированных
компьютерных класса – что-то наподобие прежних
читальных залов – открыты у нас с утра до
позднего вечера.
Между тем учителя будто забывают, что школа вовсе
не презентации и сайты производит. Присущая
школе и в прежние времена механистичность с
приходом компьютеров стала еще более изощренной.
Статус школьника теперь определяется не тем, на
что он способен, а тем, насколько наворочен его
компьютер, насколько хорошо он в нем разбирается,
какие новинки успел приобрести. Компьютер – тот
же троянский конь. Вот ребенок приносит готовую
презентацию. Сам делал? С чьей-то помощью или взял
у кого-то напрокат?
Но мы опять спешим на конкурс – за оценкой, за
призами… Учитель действует как механизм: надо,
надо, надо. Делай. Делай лучше! Но учитель ценен не
как машина, а как человек. Со всеми душевными
слабостями и духовными преимуществами.
Евгений АРТАНКИН,
учитель информатики
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|