ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Ловушка для добрых и чувствительных
Как без занудных наставлений приучить
детей не брать в руки заболевшую дикую птицу
Ко мне в кабинет дети часто приносили
заболевших птиц: «Эта утка не смогла улететь на
юг! Она замерзает! Мы ее отогреем, накормим, а
весной отпустим, можно?» Я, тогда еще совсем
молодая, неопытная учительница, не умела
отказать. Через час утка отогревалась и,
испугавшись, начинала летать по классу. Ее с
трудом ловили и после долгих объяснений относили
на пруд: мол, это опасно для здоровья, а утке
совсем не нравится в классе.
Бывало, и коллеги туда же: «Вот синичка, наверное,
заболела, вы уж с детьми ее подлечите, а то она
летать не может». Всем хотелось проявить
сострадание, помочь, пожалеть. Мои уговоры,
объяснения были напрасны. Их не понимали ни дети,
ни взрослые.
Однажды во время такого разговора голубь
скончался прямо на руках у детей. Судорога –
смерть – море слез. Дала себе слово: больше
никогда не разрешу! Жалость не лучший советник.
Проявить жесткость в такой ситуации очень
трудно, но необходимо: слишком велика опасность
заражения.
Детям объясняла, не жалея времени ни на уроках, ни
после: уж так мир устроен – самые слабые и
больные животные погибают, их съедают хищники, и
таким образом спасают от заражения других птиц.
Меня внимательно слушали. Казалось, понимали.
Но… опять и опять притаскивали очередную
умирающую птицу. Потому что считали: жестоко
оставлять больное животное на съедение хищникам.
Потому что именно я и учила детей любить каждую
тварь. А любить – значит заботиться, помогать.
Разве не так? Не помогают только черствые,
бесчувственные люди. Когда-то нас так учили.
Этому учат своих учеников большинство учителей и
сегодня. И никто не думает о том, что появились
новые, очень опасные для жизни человека
эпизоотии. И наши добрые дети теперь очень
рискуют.
…С пятым классом идем в лес. Дети как
оглашенные начинают носиться толпой между
деревьями. Срывают какие-то цветы, что-то громко
рассказывают, пытаясь перекричать друг друга.
Предлагаю поиграть в игру – понаблюдать за
растениями и животными вокруг, найти «чудо
природы».
«Ха! Никаких чудес нет!» – веселятся ребята, но
все же утихают, расходятся в стороны. Через
десять минут встречаемся, ни у кого «чуда» нет.
Только у меня в руках сухая ветка удивительной
формы. Показываю, смотрят. Мы снова расходимся и
собираемся. На этот раз уже каждый рассказывает о
своем чуде: кто-то нашел причудливую травинку,
листок с паутинкой. Возвращаемся в школу, пишем
мини-сочинение «Чудо природы».
«Этим летом я был в деревне. Подошел к лошади, а у
нее из глаз катится слеза. Такая огромная, до сих
пор перед глазами». Дети все замечают и все
понимают, только мы их редко об этом спрашиваем.
Весна, солнце. Отправились в поход. Кто-то тащит
охапку ландышей. Спрашиваю: «Зачем сорвал?» «Так
красиво же! А пахнут как, понюхайте!» Я не радуюсь:
сорванные ландыши очень быстро завянут, а поляна
уже разорена, пуста. Дети не понимают. Через
некоторое время опять идем вместе в лес
наблюдать за природой. Выходим на поляну с
ландышами, но вместо того чтобы их рвать, ребята
ложатся на землю, прямо среди ландышей,
наслаждаются их ароматом и красотой, смотрят в
небо. Говорю: «Я очень люблю лес. Он каждый раз
необычный». А они подначивают: «Но ночью-то в лес
не пойдете, страшно!»
В полночь с группой желающих мы вышли на ночную
прогулку. Дети стали нарочито громко
переговариваться, стараясь идти поближе ко мне.
Им было страшно. «Здесь нет людей, а животные вам
ничего плохого не сделают, если вы в лес с добром
идете».
Дети начинают понимать природу, что у нее свои
законы. Раньше им казалось, что, взяв в руки
птенца, они делали его счастливым: так меня
обнимает мама, значит, я поступаю правильно. На
самом деле это совсем не так. Дикие животные и
птицы нас боятся, и правильно делают. Наши ласки и
ухаживания для них хуже плетки. Даже если забыть
о болезнях, которыми можно при этом заразиться,
лучше не приставать к ним. Им это неприятно.
Человек, как и любое другое незнакомое существо,
опасен, поэтому животные из последних сил
защищаются от него. Мою подругу, учителя химии,
однажды поранила ворона. Дети решили спасти
птицу, покалечившую крыло, взяли в руки, принесли
в класс, а учительница со словами: «Ой, птичка!» –
ткнула ее пальцем. Клюв у вороны сильный, она
запросто пробила палец до крови. Псевдодоброта
опасна для обеих сторон.
О том, что трогать диких животных нельзя, люди
знали всегда, но относились к этому запрету с
пренебрежением: мало ли что нельзя, обойдется, не
в первый раз! Другая коллега убеждена: «Как же не
погладить одинокого дворового пса? Ему так плохо!
Моя дочка всех собак и кошек во дворе ласкала и
ничего, выросла. Правда, от стригущего лишая еле
избавились…»
У нас почему-то принято пожалеть, не думая о
последствиях. Хотя в пору проводить в школах
специальную работу, чтобы исключить или по
крайней мере свести к минимуму вероятность
инфицирования детей. Когда появится мутация
вируса птичьего гриппа, опасная для жизни
человека, эту работу будет проводить поздно:
болезнь в первую очередь распространится именно
среди чувствительных и добрых, которые не
научились уважать индивидуальное пространство
тех, кто рядом с нами.
Что же необходимо делать? Проводить обязательные
беседы со школьниками на эту тему. Но если просто
объяснить, что нельзя трогать диких птиц, потому
что от них можно заразиться, кто-то из детей
начнет уничтожать их, ни в чем не повинных.
Уважительные взаимоотношения с природой –
сложнейшая вещь. Им нельзя научить, прочитав лишь
кучу лекций и приняв экзамен. Их специально
выращивают, выстраивают так, чтобы глубоко
прочувствовать, принять.
Простое правило: в жизнь дикой природы лучше не
вмешиваться, а наблюдать.
А уж если говорить о диких животных, начать стоит
с понимания того, как нарушилась их жизнь из-за
соседства с человеком. Птицам можно помогать
гораздо эффективнее, нежели хватать их, бедных и
больных, доставляя лишние боль и страдания.
Кормушки делать, деревья высаживать. Да мало ли?!
Но никогда, ни при каких условиях не брать в руки
заболевшую дикую птицу! Вот только как, говоря
это детям, обойтись без занудных наставлений?
Может, сначала рассказать детям все, что педагогу
известно о болезнях, переносимых птицами, а потом
вместе подумать, как же вести себя в этой новой,
сегодняшней реальности. Не скрывать, что и
учителю порой хочется спасти умирающую птицу, но
если хочешь жить, если бережешь спокойствие и
здоровье своих близких, этого делать нельзя.
Лучше даже близко не подходить к ним.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|