Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
АРИФМЕТИКА ПОИСКА

Социоигровая режиссура для некоторых учителей всего лишь некий “оживляж” урока: три притопа, три прихлопа. Класс встряхнулся – и хорош. Учитель может продолжать объяснение нового материала уткнувшимся в свои тетрадки детям. Что ж, мы не против уровня прихлопов-притопов: всё лучше, чем ничего.
Однако есть учителя, которые, используя тот или иной игровой прием и встретившись с неподдельным интересом учеников, начинают делать собственные открытия. Интуиция им подсказывает, что этот ученический интерес не поверхностный и возник не случайно. И тогда им есть о чем писать в “Режиссуру урока”. Без всякой лакировки, а как оно было на самом деле. Одно из таких писем сегодня перед вами.
Небось в каком-нибудь другом педагогическом издании подобное письмо, хорошенько отретушировав, выдали бы за очередной инновационный образец. Нас же интересуют деловые зацепки, для того чтобы снова и снова затеять профессиональный разговор о том, как учителям научиться копать еще глубже. Другими словами, как организовать работу на уроке так, чтобы от учеников, желающих добраться до глубины (или хотя бы разок, да копнуть), отбою не было.

Вячеслав БУКАТОВ, Мария ГАНЬКИНА

“Текст рассыпался на пазлы, как в игре…”
Опыт групповой работы по “Капитанской дочке”

Дома дети (а сейчас это уже девятиклассники) читают литературные произведения плохо, к уроку готовы 2–3 ученика, а в классе их 27. Мне же хочется, чтобы текст знали все.
Я испробовала множество вариантов групповой работы. Один из них вроде бы стал получаться. Называю виды работ, которыми ребята могли бы заняться на уроке. Обозначила шесть тем, шесть групп:
1. “Сюжетники” – читают главу, готовят к пересказу, желательно близко к тексту.
2. “Исследователи” – к каждой части текста составляют хотя бы один вопрос (вопросы по абзацам составляем давно, с 6 класса). Любой вопрос принимаем. Восхищаюсь нужным (в моем понимании) вопросом и искренне удивляюсь другим вопросам (в тексте учеников интересует совершенно другое, нежели меня).
3. Работа со словом для любителей находить непонятные слова, словосочетания. Дети выписывают их столбиком в свою тетрадь (раньше это были слова “в папку”).
4. Дать характеристику герою: портрет, поступки, особенности речи, отношение к нему других героев произведения; роль пейзажа (если встречается в данной главе).
5. Дополнительные источники (это обычно для самых сильных учеников): из газеты “Литература в школе” или энциклопедии, рефератов, сообщений учеников других классов, прежних учеников и т.д.
6. Художники, любители нарисовать любые эпизоды, любых героев (техника исполнения самая немудрящая: ручка, карандаш – все, что имеется под рукой в портфеле).
Сначала пробовала все эти группы назначить по своему учительскому представлению, зная, как мне казалось, кто на что способен. Не пошло. Попробовала считалки-игралки – ушло много времени. Разыгрались так, что пришлось перенести игру на после урока, с желающими вспомнили все детские считалки в уличных играх. Для 9 класса, по-моему, это не очень-то годится…
Понравился всем вариант: каждый выбрал дело по душе. Однако оказалось, что две девочки, вместо того чтобы, как мне бы хотелось, готовить пересказ или составлять вопросы (ведь это детальная работа над текстом, а у них развита речь, и, пересказывая, они бы познакомили всех нечитавших с содержанием!), пошли рисовать…
Пересказывать решил мальчишка, который читал по слогам. Он не мог пересказать, путался в именах героев, но зато работал в этот раз весь урок. Ведь сам выбрал эту группу!
Выводов я из этого урока сделала очень много. Ребят узнавала совсем с другой стороны. Пришла еще к одному выводу: делить главу на части нельзя. Лидер группы быстренько разделил на глазок текст главы, себе выбрал первое выступление (очень хорошо его пересказал) и распределил оставшееся. В результате последний ученик из этой группы не смог связать все отрывки, не увидел никаких связей между событиями и выдал такую версию случившегося, что от Пушкина ничего не осталось. Текст рассыпался на пазлы, как в игре. Кое-как с помощью наводящих вопросов и других участников этой группы и готовых к уроку ребят восстановили справедливость.
Но время ушло. (Поэтому в следующий раз задание для “сюжетников” было более обязательное: каждый читает не кусочки текста, а всю главу. Я же спрашиваю любого ученика из этой группы.)
“Исследователи” задавали вопросы к уже прозвучавшему тексту и иногда выкапывали такие детали, о которых я даже и не задумывалась! Ведь мои вопросы обычно нацелены на ответы программного содержания. Плюс ребячьи, которые на первый взгляд казались не очень серьезными, – все это помогло провести глубокий лингвистический анализ текста!
Когда вступила в свою роль 3-я группа, приводя из этой же главы непонятные слова и словосочетания, потребовались пушкинские словари и вообще справочники. Если ребята сразу могли объяснить слово, ставили себе плюсики, если успевали найти ответ в словаре – зачитывали объяснения. Многие слова объясняла я. Остались записи в тетрадях – правда, не у всех!
4-я группа зачитала из текста небольшие цитаты о характере, поступках героев, описание внешности, если оно присутствовало в этой главе. Сразу оценили поступки героев, поговорили о чести, благородстве или предательстве Швабрина, Гринева.
5-я группа показала свои рисунки. Художники, конечно, не ахти какие, но сразу состоялся разговор о том, как могли быть одеты герои, как острижены... Посмеялись, потому что один из “художников” одел Машу Миронову в джинсы…
Урок был сдвоенный. На первом готовились, на втором защищались. Выступил каждый. Каждый получил оценку. Текст этой главы знали все назубок!
Провела еще один такой же урок. Увидела, что состав групп изменился, но дети это выбрали сами! И уж конечно никто не смотрел, кто в этой группе сильный, а кто слабый. Каждый был востребован, каждый получил свою оценку, но был в компании тех, с кем хотелось работать. Вот вам и замотивированность! “Мотивы возникают как следствие заинтересованности” – это из ваших статей.
На уроке получается продвижение учеников к моим целям: на основе чужого текста (в данном случае пушкинского) они создали десятки своих текстов, смыслов, оформили их в высказывания, в свой текст, получили свои знания, нашли на этом уроке применение им.
Заключительный урок по “Капитанской дочке” прошел в форме судебного заседания, но это, как модно сейчас говорить, совсем другая история…
Спасибо, что дочитали. С уважением, Тамара Семеновна.

Тамара ПАКУЛОВА,
учительница словесности
ст. Горхон, Бурятия


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru