КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Время проекта – учебное или свободное?
Это зависит от цели: хотим ли мы расширить
взгляд на мир или изучить определенное
количество предметов
Проблема из новых: проектная
деятельность осуществляется дополнительно к
основным учебным занятиям и приводит к
перегруженности жизни ребенка учебной
деятельностью. Можно ли заниматься проектами на
уроках, а не во второй половине школьного дня?
Этот вопрос мы задавали многим энтузиастам
проектного метода обучения, и, как правило,
вопрос ставил собеседников в тупик: мол,
программа есть программа, никто не отменял
классно-урочную систему…
Сразу скажу, что ответа на этот вопрос не
знаю, но попробую порассуждать.
Во-первых, в чем разница между выполнением
проекта и стандартным уроком, с точки зрения
ученика? Ответы приходят в голову следующие: на
уроке надо делать то, что говорит учитель, а во
время проекта приходится самому думать, как,
каким путем лучше выполнить работу; на уроке
результат работы не особо осязаем, а после
выполнения проекта появляется какой-то вполне
зримый продукт; во время уроков все
одноклассники делают более или менее одно и то
же, а траектория выполнения проекта всегда
индивидуальна. Наконец, на уроке учитель –
ведущий, командир, а во время выполнения проекта
– организатор и консультант. И вот еще: в
ситуации урока ученику не надо распоряжаться
своим временем, а в ситуации проекта он постоянно
должен это делать.
Во-вторых, рассмотрим сходства. И в том и в другом
случае ученикам дается некоторая работа,
выполняя которую они осваивают учебные навыки.
Причем все требуемые школьной программой навыки
в принципе во время проектной деятельности
освоить можно, если подобрать систему проектов
соответствующим образом. В случае существования
упорядоченного набора проектов, которые
выполняются всеми учениками, вполне могут быть
освоены все требуемые навыки/умения. Необходимый
набор знаний можно освоить на каких-нибудь
учебных мини-модулях с зачетами на выходе.
Что мы теряем? Частично – систематичность
курсов. Можно возразить, что систематичность не в
том, что материал предъявляется по системе, а в
том, насколько органичен предъявляемый материал
сознанию ученика. Безупречно выстроенный курс
может оказаться полностью провальным, если не
найдет отклика учеников. Еще теряем ту простоту,
к которой привыкли при организации урока. Никто
не возразит: проект организовать сложнее. И тут
подступает главная проблема: перегруженность
ученика проектами. В учебном плане российской
школы количество одновременно изучаемых
школьниками предметов около полутора десятков.
Когда идет классно-урочное образование, это
более или менее. По крайней мере неощутимо. А вот
с проектами, каждый из которых – дело
творческое...
Вы когда-нибудь пробовали делать одновременно
десяток дел, требующих творческой отдачи, да еще
таких, способы осуществления которых вам
приходится осваивать по ходу дела? Я вот со своей
тягой к умножению мест работы и занятий время от
времени оказываюсь в полном завале, но и тогда
количество параллельных проектов не больше
четырех-пяти. Другими словами, если каждый
учебный предмет или даже значительная их часть
окажутся выстроенными на проектах, жизнь
школьника утратит реальные очертания.
Выходы есть. Первый: ограничить число проектов
разумным пределом. Второй: сократить число
предметов в учебном плане, интегрировать
несколько предметов в один курс. Решения
принимать не нам. Но тем, кто принять такое
решение обязан, надо ответить на простой
риторический вопрос: «Что лучше формирует
картину мира ученика: многопредметность
классно-урочной системы или множественность
взглядов и подходов, которые формирует только
проектная деятельность?»
Юрий РОМАНОВ, преподаватель кафедры
Методов интенсификации процесса обучения МПГУ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|