Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Статистика утверждает: половина взрослого населения не в состоянии понять простую инструкцию по эксплуатации бытовых приборов. У большинства людей необходимость написать обычное заявление или банальную заявку руководителю на обеспечение какого-нибудь мероприятия вызывает напряжение. Многих вообще пугает необходимость активного социального взаимодействия, личного решения каких бы то ни было проблем. Наверное, учителей это касается в меньшей степени, и все же…
Когда директор школы вдруг поручает учителю «заняться с учениками проектами», мы в первую очередь задумываемся о предметном содержании той дисциплины, которую преподаем, в которой разбираемся: литература, математика, история. Проект воспринимаем как еще один дидактический шанс для получения более высоких результатов обучения. То есть для осуществления той цели, которую мы давно привыкли видеть перед собой: дать глубокие знания, выразить их в хороших оценках. Но ценность проектной работы совсем в другом.
Проект учит определять стратегию решения проблемы, анализировать ресурсы и потребность окружающих в планируемом результате, справляться с кризисами взаимодействия. Требует умения работать с информацией, развивает способность разрешать противоречия, приводить аргументы, публично предъявлять результаты работы. Формирует «нового взрослого» человека…

Книга Игоря СЕРГЕЕВА «Как организовать проектную деятельность учащихся» на педагогическом книжном фестивале «ПС» разошлась мгновенно: метод проектов остро востребован современной школой. Наш корреспондент Евгения СОКОЛОВА встретилась с автором, педагогом московской школы «Линия-плюс».

1.jpg (933712 bytes)

Когда ребенок становится учителем для себя
Образование, в котором дети получают знания не из книг, а из собственного опыта

– Буквально вчера в учительской нашей школы разгорелся спор. Дети хотят делать проект по кулинарии, а классный руководитель запрещает: «Зачем тратить кучу времени на такой бессмысленный проект, лучше займитесь русским или математикой!» С точки зрения культуры проектной работы корректно ли такое вмешательство?
– Я читал много неплохих работ по проектам, написанных методистами, которые сами этим в школе не занимались. В том и минус компилятивных работ, что в них не встретишь тонкостей, взятых из опыта. А людей интересуют подробности. В данном случае как раз речь идет о них. Ведь на уроках, как правило, используется аудиальный или визуальный канал восприятия, а кинестетический редко. Дети же в значительной степени кинестетики. Им нужно двигаться. Делать что-то руками. И тут как раз проект по кулинарии! Он желанный, потому что позволяет делать то, что нельзя делать на уроках русского и математики.

– Все-таки потребности детей учитываются нечасто. Обычно педагог предлагает, ребенок соглашается…
– Авторитарности меньше в частных школах, давайте привлечем их опыт. Там специфическая образовательная среда: дистанция между детьми и учителями гораздо меньше, поскольку первых мало, а вторых много. И там нет ситуации, когда у детей свои дела, а у взрослых свои – коллектив один, детско-взрослый. Учителя всегда в курсе интересов детей, поэтому они сталкиваются с огромным количеством инициатив, мыслей, желаний и потребностей. Идей масса – проекты идут.
Когда говорят, что проектная деятельность предполагает другую роль учителя, речь идет не только о том, что урокодатель превращается в координатора, сходит с кафедры, но и о том, что выстраиваются совсем другие, доверительные отношения между учителем и детьми. Когда дети могут предлагать свои идеи и не удивляться тому, что учителя к ним прислушиваются, всячески поддерживают. В этом основа проекта.

– С чего начинается освоение проектного метода? С изучения истории и теории вопроса?
– По одним лишь книжкам и статьям научиться проекту нельзя. Надо видеть, надо смотреть. Без опыта включения в уже имеющиеся прецеденты проектной деятельности самостоятельно начать работать невозможно. В таком случае дело закончится рефератом или презентацией в Power Point, которую считают великим достижением и проектом. По существу же все остается по-старому.

– Учителя не хотят учиться друг у друга?
– Задумаемся: что в школе на самом деле происходит и что не происходит? Происходит то, во-первых, за что платят. Во-вторых, что контролируют, и в-третьих, за что кто-то отвечает. Платят учителям за количество проведенных часов. Контролируют знания и предметные умения. А функционал педагога – учитель-предметник. За проекты в школе никто ничего не получает. Результаты проектов нигде официально не проверяют, и в штатном расписании нет сотрудников, ведущих проекты. Нигде не сказано, что организация проектной деятельности есть функциональная обязанность учителя. Отсюда большая напряженность ситуации. Все согласны: проекты – это прекрасно. И все понимают: проекты – это хрустальный замок, который мы можем строить в свободное от основных обязанностей время. Каждый практик сталкивается с этой двойственностью.

– Значит, загвоздка в том, что на проекты нет спроса сверху?
– Я вам больше скажу. Недавно довелось общаться со специалистом из московского управления образования по поводу аттестации школ. В частности, речь зашла о состоянии преподавания обществоведения. Оказывается, самые плохие тестовые результаты дают школы, в которых внедрены самые современные – активные – методики преподавания: проектная деятельность, социальные практики, модель класса как модель гражданского общества и другие. Плохо проходят эти дети тесты. Другая логика, другая философия. Что делать? Проблема глубже, чем в привычках или особенностях российского учителя. На учителя я как раз смотрю с оптимизмом.

– А на детей? Мне одна учительница математики сказала, что у школьников проектное мышление превалирует над знаниевым...
– На самом деле это вопрос о результатах. На какие результаты нацеливает классическая школа и на какие – проектная деятельность? Проект – окно в будущее. Если общее образование формирует ключевые компетенции, то оно должно формировать главную из них: готовность человека к мобилизации внешних и внутренних ресурсов для решения жизненной задачи. Не получается: знания, умения, навыки у человека есть, а вот готовности к действию нет. Подумаем, откуда берется готовность? Если мы просто учимся и сдаем экзамены, то у нас формируется готовность учиться и сдавать экзамены. Готовность же к действию возникает из опыта действия. Если мы хоть немножко включены в контекст деятельности и более широко – жизнедеятельности, то легко и быстро, может быть, на условно-рефлекторном уровне, избавимся от многих страхов, бессознательно сформируем необходимый опыт. В деятельность включают проекты. Они нацелены на решение каких-то проблем, конкретных жизненных ситуаций. И могут быть разными.
Был в нашей школе такой проект: «Немецкий после английского – легко и просто». Проблема обучения второму языку очень болезненна для преподавателей. Как преодолеть отторжение? Другое дело, если это становится проблемой конкретного ученика. Проектный заход в тему – это когда сам ребенок становится собственным учителем, пытается понять, как ему лучше выстроить методику для себя.

– Тогда непонятно, чем отличается проект от любых самостоятельных работ, выполненных по индивидуальной теме?
– Смотрите, что происходит. Ребенок приходит в школу в шесть лет, или уже даже в пять. И до семнадцати лет сидит за партой, выходит к доске. Подчеркиваю: один. Учебник у него свой. Тетрадь у него своя. Домашние задания выполняет сам. Классную работу пишет сам. Контрольную – только сам! Смешно, но у нас это прогресс: индивидуальное задание. А групповые формы? Иногда да изредка, потому что для учителя это трудоемко, неудобно: начинается шум, падает дисциплина. Не нравится это учителям. Печально, конечно, но тот самый бесчувственный эгоизм, на который мы жалуемся, не злыми СМИ закладывается, а всем устройством школы.
Проектная деятельность этот стереотип преодолевает опытом сотрудничества. Ведь даже индивидуальный проект (а большинство проектов групповые) имеет социальную основу. Потому что у любой проблемы, которую проект решает, обязательно есть заказчик. Например, наш учитель физики говорит: «Дети, у нас в лаборатории не хватает маятника. Кто-то может сделать маятник?» Это проект. Человек делает маятник и попутно получает какие-то знания, общается с другими людьми, с учителем.
Заказчиком может быть и сам ребенок. Тогда и реферат может быть проектом: он пишется для того, чтобы удовлетворить собственную образовательную потребность, разобраться в каком-то вопросе. Я называю это самопроектом.
Заказчиком может выступать одна возрастная ступень школы относительно другой. Старшие готовят вечер химии для младших, к примеру. А может быть так: одиннадцатому классу, например, поручена подготовка вечера встречи выпускников. Заказчиком выступает администрация, но при этом одиннадцатый класс может стать заказчиком проекта для более младших возрастных ступеней, когда кто-то делает пригласительные билеты, кто-то рассылает их. Это и пятиклассники могут сделать. Сценарий, например, девятые классы приготовят, а зал оформят третьеклашки. Это более сложная схема социальных взаимоотношений. Но даже если зал оформляет одна девушка Маша, она неизбежно вступает в социальное взаимодействие!

– Идут горячие споры вокруг критериев оценки проекта. Надо ли оценивать?
– Проект жестко нацелен на результат. Не достиг результата – провалил проект. Никаких двоек, троек и пятерок. Результат проекта может отличаться от первоначально намеченного, но сам проект – ничто без результата. Это и есть главный важный воспитательный момент. Автор несет всю ответственность за принятое решение. Взамен – ситуация успеха. Вот и все.

– Понятно, что проектная деятельность трудоемка для педагога: он должен и инициативу детей расслышать, и не помешать ей развиться, но в то же время консультировать, направлять… Есть ли у вас советы начинающим?
– Рекомендация номер один: понять, а мне-то самому зачем это нужно? Ведь в отличие от традиционной учебной деятельности проектная деятельность – самоуправляющаяся. В классно-урочной системе учитель пришел и сказал: пройдем сегодня это. Он извне осуществляет целеполагание. А в проектной оно осуществляется изнутри. В том и штука: когда к учителю приходит директор или завуч и говорит: «Займитесь-ка проектами», то первое, что нужно сделать, это выкинуть разговор из головы. Другое дело – когда, однажды проснувшись, ты сам сказал себе: я буду заниматься проектной деятельностью, потому что мне это нужно. Правда, предстоит еще закончить предложение: это мне нужно, потому что… И потом уже думать: где я буду реализовывать проекты – на уроках или вне их?
Часто школы берутся за проекты, чтобы принять участие в конкурсе. Но подать на конкурс – слабая цель для проекта. Ведь победить можно, сделав очень хороший проект. Хороший! Это прежде всего нужный. Значит, нужно найти заказчика и увидеть социальную потребность. Это мой главный совет.

– Но ведь так трудно понять, что нужно школе, что нужно классу…
– Интересно, что много проектов рождается в результате взаимодействия учителя и классного руководителя, деятельности классного руководителя. Организация жизни класса – это целый метапроект. Можно выпускать газету, оформлять классный уголок, организовывать экскурсионную деятельность… Классное самоуправление, музей класса – как только не разворачивается жизнь класса! Главное – понять, зачем это нам нужно, и нужно ли? Реальная инициатива должна лежать в основе любого проекта. Вот что самое трудное для учителя в футляре: идти на призывы снизу, а не по приказу сверху.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru