КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Статистика утверждает: половина
взрослого населения не в состоянии понять
простую инструкцию по эксплуатации бытовых
приборов. У большинства людей необходимость
написать обычное заявление или банальную заявку
руководителю на обеспечение какого-нибудь
мероприятия вызывает напряжение. Многих вообще
пугает необходимость активного социального
взаимодействия, личного решения каких бы то ни
было проблем. Наверное, учителей это касается в
меньшей степени, и все же…
Когда директор школы вдруг поручает учителю
«заняться с учениками проектами», мы в первую
очередь задумываемся о предметном содержании
той дисциплины, которую преподаем, в которой
разбираемся: литература, математика, история.
Проект воспринимаем как еще один дидактический
шанс для получения более высоких результатов
обучения. То есть для осуществления той цели,
которую мы давно привыкли видеть перед собой:
дать глубокие знания, выразить их в хороших
оценках. Но ценность проектной работы совсем в
другом.
Проект учит определять стратегию решения
проблемы, анализировать ресурсы и потребность
окружающих в планируемом результате,
справляться с кризисами взаимодействия. Требует
умения работать с информацией, развивает
способность разрешать противоречия, приводить
аргументы, публично предъявлять результаты
работы. Формирует «нового взрослого» человека…
Книга Игоря СЕРГЕЕВА «Как
организовать проектную деятельность учащихся»
на педагогическом книжном фестивале «ПС»
разошлась мгновенно: метод проектов остро
востребован современной школой. Наш
корреспондент Евгения СОКОЛОВА встретилась с
автором, педагогом московской школы
«Линия-плюс».
Когда ребенок становится учителем для
себя
Образование, в котором дети получают
знания не из книг, а из собственного опыта
– Буквально вчера в учительской нашей
школы разгорелся спор. Дети хотят делать проект
по кулинарии, а классный руководитель запрещает:
«Зачем тратить кучу времени на такой
бессмысленный проект, лучше займитесь русским
или математикой!» С точки зрения культуры
проектной работы корректно ли такое
вмешательство?
– Я читал много неплохих работ по проектам,
написанных методистами, которые сами этим в
школе не занимались. В том и минус компилятивных
работ, что в них не встретишь тонкостей, взятых из
опыта. А людей интересуют подробности. В данном
случае как раз речь идет о них. Ведь на уроках, как
правило, используется аудиальный или визуальный
канал восприятия, а кинестетический редко. Дети
же в значительной степени кинестетики. Им нужно
двигаться. Делать что-то руками. И тут как раз
проект по кулинарии! Он желанный, потому что
позволяет делать то, что нельзя делать на уроках
русского и математики.
– Все-таки потребности детей учитываются
нечасто. Обычно педагог предлагает, ребенок
соглашается…
– Авторитарности меньше в частных школах,
давайте привлечем их опыт. Там специфическая
образовательная среда: дистанция между детьми и
учителями гораздо меньше, поскольку первых мало,
а вторых много. И там нет ситуации, когда у детей
свои дела, а у взрослых свои – коллектив один,
детско-взрослый. Учителя всегда в курсе
интересов детей, поэтому они сталкиваются с
огромным количеством инициатив, мыслей, желаний
и потребностей. Идей масса – проекты идут.
Когда говорят, что проектная деятельность
предполагает другую роль учителя, речь идет не
только о том, что урокодатель превращается в
координатора, сходит с кафедры, но и о том, что
выстраиваются совсем другие, доверительные
отношения между учителем и детьми. Когда дети
могут предлагать свои идеи и не удивляться тому,
что учителя к ним прислушиваются, всячески
поддерживают. В этом основа проекта.
– С чего начинается освоение проектного метода?
С изучения истории и теории вопроса?
– По одним лишь книжкам и статьям научиться
проекту нельзя. Надо видеть, надо смотреть. Без
опыта включения в уже имеющиеся прецеденты
проектной деятельности самостоятельно начать
работать невозможно. В таком случае дело
закончится рефератом или презентацией в Power Point,
которую считают великим достижением и проектом.
По существу же все остается по-старому.
– Учителя не хотят учиться друг у друга?
– Задумаемся: что в школе на самом деле
происходит и что не происходит? Происходит то,
во-первых, за что платят. Во-вторых, что
контролируют, и в-третьих, за что кто-то отвечает.
Платят учителям за количество проведенных часов.
Контролируют знания и предметные умения. А
функционал педагога – учитель-предметник. За
проекты в школе никто ничего не получает.
Результаты проектов нигде официально не
проверяют, и в штатном расписании нет
сотрудников, ведущих проекты. Нигде не сказано,
что организация проектной деятельности есть
функциональная обязанность учителя. Отсюда
большая напряженность ситуации. Все согласны:
проекты – это прекрасно. И все понимают: проекты
– это хрустальный замок, который мы можем
строить в свободное от основных обязанностей
время. Каждый практик сталкивается с этой
двойственностью.
– Значит, загвоздка в том, что на проекты нет
спроса сверху?
– Я вам больше скажу. Недавно довелось общаться
со специалистом из московского управления
образования по поводу аттестации школ. В
частности, речь зашла о состоянии преподавания
обществоведения. Оказывается, самые плохие
тестовые результаты дают школы, в которых
внедрены самые современные – активные –
методики преподавания: проектная деятельность,
социальные практики, модель класса как модель
гражданского общества и другие. Плохо проходят
эти дети тесты. Другая логика, другая философия.
Что делать? Проблема глубже, чем в привычках или
особенностях российского учителя. На учителя я
как раз смотрю с оптимизмом.
– А на детей? Мне одна учительница математики
сказала, что у школьников проектное мышление
превалирует над знаниевым...
– На самом деле это вопрос о результатах. На
какие результаты нацеливает классическая школа
и на какие – проектная деятельность? Проект –
окно в будущее. Если общее образование формирует
ключевые компетенции, то оно должно формировать
главную из них: готовность человека к
мобилизации внешних и внутренних ресурсов для
решения жизненной задачи. Не получается: знания,
умения, навыки у человека есть, а вот готовности к
действию нет. Подумаем, откуда берется
готовность? Если мы просто учимся и сдаем
экзамены, то у нас формируется готовность
учиться и сдавать экзамены. Готовность же к
действию возникает из опыта действия. Если мы
хоть немножко включены в контекст деятельности и
более широко – жизнедеятельности, то легко и
быстро, может быть, на условно-рефлекторном
уровне, избавимся от многих страхов,
бессознательно сформируем необходимый опыт. В
деятельность включают проекты. Они нацелены на
решение каких-то проблем, конкретных жизненных
ситуаций. И могут быть разными.
Был в нашей школе такой проект: «Немецкий после
английского – легко и просто». Проблема обучения
второму языку очень болезненна для
преподавателей. Как преодолеть отторжение?
Другое дело, если это становится проблемой
конкретного ученика. Проектный заход в тему –
это когда сам ребенок становится собственным
учителем, пытается понять, как ему лучше
выстроить методику для себя.
– Тогда непонятно, чем отличается проект от
любых самостоятельных работ, выполненных по
индивидуальной теме?
– Смотрите, что происходит. Ребенок приходит в
школу в шесть лет, или уже даже в пять. И до
семнадцати лет сидит за партой, выходит к доске.
Подчеркиваю: один. Учебник у него свой. Тетрадь у
него своя. Домашние задания выполняет сам.
Классную работу пишет сам. Контрольную – только
сам! Смешно, но у нас это прогресс: индивидуальное
задание. А групповые формы? Иногда да изредка,
потому что для учителя это трудоемко, неудобно:
начинается шум, падает дисциплина. Не нравится
это учителям. Печально, конечно, но тот самый
бесчувственный эгоизм, на который мы жалуемся, не
злыми СМИ закладывается, а всем устройством
школы.
Проектная деятельность этот стереотип
преодолевает опытом сотрудничества. Ведь даже
индивидуальный проект (а большинство проектов
групповые) имеет социальную основу. Потому что у
любой проблемы, которую проект решает,
обязательно есть заказчик. Например, наш учитель
физики говорит: «Дети, у нас в лаборатории не
хватает маятника. Кто-то может сделать маятник?»
Это проект. Человек делает маятник и попутно
получает какие-то знания, общается с другими
людьми, с учителем.
Заказчиком может быть и сам ребенок. Тогда и
реферат может быть проектом: он пишется для того,
чтобы удовлетворить собственную
образовательную потребность, разобраться в
каком-то вопросе. Я называю это самопроектом.
Заказчиком может выступать одна возрастная
ступень школы относительно другой. Старшие
готовят вечер химии для младших, к примеру. А
может быть так: одиннадцатому классу, например,
поручена подготовка вечера встречи выпускников.
Заказчиком выступает администрация, но при этом
одиннадцатый класс может стать заказчиком
проекта для более младших возрастных ступеней,
когда кто-то делает пригласительные билеты,
кто-то рассылает их. Это и пятиклассники могут
сделать. Сценарий, например, девятые классы
приготовят, а зал оформят третьеклашки. Это более
сложная схема социальных взаимоотношений. Но
даже если зал оформляет одна девушка Маша, она
неизбежно вступает в социальное взаимодействие!
– Идут горячие споры вокруг критериев оценки
проекта. Надо ли оценивать?
– Проект жестко нацелен на результат. Не достиг
результата – провалил проект. Никаких двоек,
троек и пятерок. Результат проекта может
отличаться от первоначально намеченного, но сам
проект – ничто без результата. Это и есть главный
важный воспитательный момент. Автор несет всю
ответственность за принятое решение. Взамен –
ситуация успеха. Вот и все.
– Понятно, что проектная деятельность трудоемка
для педагога: он должен и инициативу детей
расслышать, и не помешать ей развиться, но в то же
время консультировать, направлять… Есть ли у вас
советы начинающим?
– Рекомендация номер один: понять, а мне-то
самому зачем это нужно? Ведь в отличие от
традиционной учебной деятельности проектная
деятельность – самоуправляющаяся. В
классно-урочной системе учитель пришел и сказал:
пройдем сегодня это. Он извне осуществляет
целеполагание. А в проектной оно осуществляется
изнутри. В том и штука: когда к учителю приходит
директор или завуч и говорит: «Займитесь-ка
проектами», то первое, что нужно сделать, это
выкинуть разговор из головы. Другое дело – когда,
однажды проснувшись, ты сам сказал себе: я буду
заниматься проектной деятельностью, потому что
мне это нужно. Правда, предстоит еще закончить
предложение: это мне нужно, потому что… И потом
уже думать: где я буду реализовывать проекты – на
уроках или вне их?
Часто школы берутся за проекты, чтобы принять
участие в конкурсе. Но подать на конкурс – слабая
цель для проекта. Ведь победить можно, сделав
очень хороший проект. Хороший! Это прежде всего
нужный. Значит, нужно найти заказчика и увидеть
социальную потребность. Это мой главный совет.
– Но ведь так трудно понять, что нужно школе, что
нужно классу…
– Интересно, что много проектов рождается в
результате взаимодействия учителя и классного
руководителя, деятельности классного
руководителя. Организация жизни класса – это
целый метапроект. Можно выпускать газету,
оформлять классный уголок, организовывать
экскурсионную деятельность… Классное
самоуправление, музей класса – как только не
разворачивается жизнь класса! Главное – понять,
зачем это нам нужно, и нужно ли? Реальная
инициатива должна лежать в основе любого
проекта. Вот что самое трудное для учителя в
футляре: идти на призывы снизу, а не по приказу
сверху.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|