СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Как сделать библиотеку медиатекой?
Одних компьютеров недостаточно. Нужны
еще и... железные решетки на окна
Коломенский район Московской области по
российским меркам невелик – всего лишь за час
его можно проехать из конца в конец. Сельских
школ в районе пятнадцать. На наполняемость
классов здесь не жалуются: в школах от 150 до 600
учеников, обучают их 800 педагогов.
До некоторых школ добраться трудно: сельские
дороги известны всем. Однако в каждой сельской
школе района серьезно занимаются информатикой. В
2002 году при управлении образования Коломенского
района был создан ресурсный
информационно-аналитический центр. В нем
сельских педагогов обучают работе с компьютером.
Еще центр ведет издательскую деятельность,
выпускает газету «Сельский учитель», проводит
конкурс сайтов школ района. В прошлом году он
признан лучшим в Московской области.
О работе центра рассказывает его руководитель
Геннадий БЕЛОВОЛОВ.
– По статистике, в каждой третьей семье
России уже имеется компьютер. Но у нас, в селах
Коломенского района, домашний компьютер есть
лишь у двенадцати процентов школьников. Поэтому
надо предоставить детям и учителям как можно
больше информации в самой школе.
С техникой в школах на селе все в порядке: ни одна
не может пожаловаться, что у нее мало
компьютеров. Вопрос в том, как их используют. В 2005
году мы получили по федеральной программе набор
компьютерной техники для школьных библиотек.
Каждой полагался системный блок, монитор,
принтер и набор из нескольких десятков
образовательных дисков. С помощью этого
оборудования мы рассчитывали превратить
школьные библиотеки в современные медиатеки. Но
в таком случае сам библиотекарь должен уметь
обращаться с библиотечной программой.
Первого сентября мы поехали по школам –
смотреть, как используют технику. Зашли в одну
школьную библиотеку – нет компьютера, зашли в
другую – то же самое. Выясняем причину: школьные
библиотеки располагаются на первом этаже, на
окнах нет решеток, администрация опасается, что
окно выбьют и компьютер украдут. Программа,
которая пришла в комплекте с оборудованием
медиатеки, была предназначена не для сельских
школ, а для крупных библиотек, сотрудники которых
уверенно работают на компьютере. Библиотекари в
ней ничего не поняли. Глава районного управления
поступил жестко: дал директорам школ месяц на
переустройство школьных библиотек – установку
решеток, сигнализации, железных дверей. В 14 из 15
школьных библиотек района компьютеры уже
работают по назначению. В оставшейся школе пока
устанавливают железную дверь. А переобучение
школьных библиотекарей мы уже заканчиваем. Они
смогут работать с этой программой.
– Сегодня обсуждается вопрос, при каких
обстоятельствах и в какой степени можно заменить
отсутствующего учителя дистанционным курсом по
предмету. Вы готовы это сделать в школах района?
– Школы Коломенского района не могут
пожаловаться на нехватку педагогов: нас снабжает
кадрами местный пединститут. Дистанционное
обучение необходимо детям-инвалидам, всем, кто
вынужден учиться дома, и тем, кто хочет углубить
свои знания по предмету для поступления в вузы.
Его наверняка будут использовать в школах тех
районов, где не хватает учителей. Но я убежден,
что живого учителя не заменит ни один
компьютерный диск.
– Но может быть, дело в качестве современных
образовательных дисков? Они способны помочь
сельскому школьнику?
– Диски замечательные! Ими мы очень довольны.
Один из самых популярных дисков в нашем районе –
«Виртуальная лаборатория по химии» для 8 классов.
На нем представлена интерактивная химическая
лаборатория. Школьник может с помощью компьютера
сделать лабораторную работу, которая на практике
ему недоступна из-за отсутствия реактивов. Но
здесь есть одно «но». Детей надо еще подготовить
к восприятию этой информации. Ребенок
воспринимает компьютер как игровой аппарат. А
образовательную программу – как комикс. Когда
ученику 5–6 класса показывают страничку, где
расположен видеофрагмент, картинка и учебный
текст, он рассматривает красивую картинку или
видеофрагмент, а потом переходит на следующую
страничку, не вникая в текст. Задача взрослого –
направить его внимание на текст. Это касается в
первую очередь дистанционного обучения.
– Руководители образования Московской области
жалуются на то, что сельские выпускники сдали ЕГЭ
2005 года значительно хуже городских. На ваш
взгляд, почему?
– В этом году мы взяли учителей из двух школ и
попробовали объяснить им, как и по каким
принципам готовить выпускников к ЕГЭ по
математике. После такой подготовки из 25 сельских
школьников 21 поступил в вузы по результатам ЕГЭ.
Один из учеников набрал 86 баллов. И только один
получил тройку по математике.
Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|