Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2005

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Как сделать библиотеку медиатекой?
Одних компьютеров недостаточно. Нужны еще и... железные решетки на окна

Коломенский район Московской области по российским меркам невелик – всего лишь за час его можно проехать из конца в конец. Сельских школ в районе пятнадцать. На наполняемость классов здесь не жалуются: в школах от 150 до 600 учеников, обучают их 800 педагогов.
До некоторых школ добраться трудно: сельские дороги известны всем. Однако в каждой сельской школе района серьезно занимаются информатикой. В 2002 году при управлении образования Коломенского района был создан ресурсный информационно-аналитический центр. В нем сельских педагогов обучают работе с компьютером. Еще центр ведет издательскую деятельность, выпускает газету «Сельский учитель», проводит конкурс сайтов школ района. В прошлом году он признан лучшим в Московской области.
О работе центра рассказывает его руководитель Геннадий БЕЛОВОЛОВ.

– По статистике, в каждой третьей семье России уже имеется компьютер. Но у нас, в селах Коломенского района, домашний компьютер есть лишь у двенадцати процентов школьников. Поэтому надо предоставить детям и учителям как можно больше информации в самой школе.
С техникой в школах на селе все в порядке: ни одна не может пожаловаться, что у нее мало компьютеров. Вопрос в том, как их используют. В 2005 году мы получили по федеральной программе набор компьютерной техники для школьных библиотек. Каждой полагался системный блок, монитор, принтер и набор из нескольких десятков образовательных дисков. С помощью этого оборудования мы рассчитывали превратить школьные библиотеки в современные медиатеки. Но в таком случае сам библиотекарь должен уметь обращаться с библиотечной программой.
Первого сентября мы поехали по школам – смотреть, как используют технику. Зашли в одну школьную библиотеку – нет компьютера, зашли в другую – то же самое. Выясняем причину: школьные библиотеки располагаются на первом этаже, на окнах нет решеток, администрация опасается, что окно выбьют и компьютер украдут. Программа, которая пришла в комплекте с оборудованием медиатеки, была предназначена не для сельских школ, а для крупных библиотек, сотрудники которых уверенно работают на компьютере. Библиотекари в ней ничего не поняли. Глава районного управления поступил жестко: дал директорам школ месяц на переустройство школьных библиотек – установку решеток, сигнализации, железных дверей. В 14 из 15 школьных библиотек района компьютеры уже работают по назначению. В оставшейся школе пока устанавливают железную дверь. А переобучение школьных библиотекарей мы уже заканчиваем. Они смогут работать с этой программой.
– Сегодня обсуждается вопрос, при каких обстоятельствах и в какой степени можно заменить отсутствующего учителя дистанционным курсом по предмету. Вы готовы это сделать в школах района?
– Школы Коломенского района не могут пожаловаться на нехватку педагогов: нас снабжает кадрами местный пединститут. Дистанционное обучение необходимо детям-инвалидам, всем, кто вынужден учиться дома, и тем, кто хочет углубить свои знания по предмету для поступления в вузы. Его наверняка будут использовать в школах тех районов, где не хватает учителей. Но я убежден, что живого учителя не заменит ни один компьютерный диск.
– Но может быть, дело в качестве современных образовательных дисков? Они способны помочь сельскому школьнику?
– Диски замечательные! Ими мы очень довольны. Один из самых популярных дисков в нашем районе – «Виртуальная лаборатория по химии» для 8 классов. На нем представлена интерактивная химическая лаборатория. Школьник может с помощью компьютера сделать лабораторную работу, которая на практике ему недоступна из-за отсутствия реактивов. Но здесь есть одно «но». Детей надо еще подготовить к восприятию этой информации. Ребенок воспринимает компьютер как игровой аппарат. А образовательную программу – как комикс. Когда ученику 5–6 класса показывают страничку, где расположен видеофрагмент, картинка и учебный текст, он рассматривает красивую картинку или видеофрагмент, а потом переходит на следующую страничку, не вникая в текст. Задача взрослого – направить его внимание на текст. Это касается в первую очередь дистанционного обучения.
– Руководители образования Московской области жалуются на то, что сельские выпускники сдали ЕГЭ 2005 года значительно хуже городских. На ваш взгляд, почему?
– В этом году мы взяли учителей из двух школ и попробовали объяснить им, как и по каким принципам готовить выпускников к ЕГЭ по математике. После такой подготовки из 25 сельских школьников 21 поступил в вузы по результатам ЕГЭ. Один из учеников набрал 86 баллов. И только один получил тройку по математике.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru