РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
В ДЕТСКОЙ
Мир солдатиков и дом кукол
Ко многим необходимым предметам
детства наших дедушек, бабушек, прабабушек мы
настолько привыкли, что пока не оглядываемся на
чуть заметные свидетельства времени,
связывающего человека с вещью.
Пока немногие задумываются о причинах
сокращения табунов детских лошадок-качалок,
исчезновения железных дорог, солдатиков из наших
домов, где даже кукольные места обитания резко
изменились.
Хочется успеть в эпоху кратковременных встреч со
множеством игрушек поблагодарить самые
изначальные из них и задуматься о тех смыслах и
чувствах, которыми они обменивались с детьми
стольких поколений.
Солдатики верны изначально заданной
позе. Их стойкая вертикаль всегда напоминает о
чувстве равновесия.
Куклам присуща определенная подвижность по
велению руки маленькой хозяйки…
Возраст у солдатиков один на всех или вообще
отсутствует.
А кукла в разные исторические времена приходит в
различных возрастных комбинациях: пупсом,
принцессой, королевой…
Солдатики никогда не меняют своих оловянных
мундиров.
Жизнь кукол окружена лоскутами и нарядами.
Никому в голову не придет накормить солдатиков
или уложить их спать… Их жизненный цикл
развернут и нескончаем.
Куклы живут по законам бытового режима. От еды до
сна с промежутком для прогулки. Но этот привычный
событийно-игровой круг, похоже, не кажется
девочкам однообразным.
Солдатикам подавай просторы: письменный стол,
центр комнаты, в крайнем случае не занятый
взрослыми диван. Они требуют от играющего
мальчика чуть отстраненного, обобщающего
взгляда: сверху и со стороны.
Куклам необходим для жизни угол, где они, как
планетами, обрастают разнообразием вещей часто
парадоксально несоответствующих размеров. Но
стул больше чем шкаф в данном случае никого не
смущает. Важно только, чтобы кукла была совсем
близко. Поэтому лучше присесть, став с куклой
почти одного роста. Желательно сидеть в укромном
месте комнаты – и не на чем-то, а под чем-то.
После игры солдатиков приходится укладывать в
тесную коробочку. И тогда пространство ломается
и сворачивается в рамки тесной условной
«казармы», и где сможет развернуться следующее
действие – неизвестно. Этакое
военно-историческое кочевье в комнате.
Куклы ведут в своем доме оседлое существование с
постоянным увеличением территории проживания.
Солдатикам трудно заглянуть в глаза. Для этого их
надо отвлечь от военных учений или боя. Зато
видно, в какую сторону они обращены в едином
взгляде на родственно-схожих лицах.
С куклой сложно встретиться глазами. Но любимая
кукла обладает совершенно особым взглядом.
Любимых солдатиков множество. Любимая кукла
одна.
У редких счастливых солдатиков есть имена. Имя
иногда приходит раньше куклы, и кукла тут же им
награждается.
Солдатики не мерзнут. Куклы вечно зябнут и
нуждаются в целом приданом из перин и одеял,
достойных принцессы на горошине.
Для стойкости и игровой правды солдатик должен
быть оловянным.
Ведь чувство равновесия ориентирует на силу
тяжести и этим учит определять вес жизненных
трудностей. «Живая» кукла сделана из фарфора или
из папье-маше – из домашних, хрупких материалов.
Пластмассовые солдатики и куклы почему-то не
кажутся подлинными и отличаются, как живая
музыка от фонограммы.
Интересно, что, наблюдая за житейским
совмещением столь разных игровых сюжетов в
едином пространстве комнаты, взрослые никогда не
замечали их объединения. Война и мир
существовали отдельно. Можно говорить только об
одной точке пересечения: то общее, что приводит в
сказочное движение полки и кукол, можно назвать
детской игровой анимацией.
В игре с солдатиками движение создается
пространственными перестановками или взглядом,
скользящим от одной позы фигурки к другой позе
следующего солдатика. И так десятки, сотни раз!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|