РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ
Ирина ХОМЕНКО,
кандидат педагогических наук,
доцент, заведующая кафедрой
педагогики и психологии семьи
РГПУ им.А.И.Герцена
Давай так больше не будем, ага?
Как реагировать на «месть» ребенка
Наташа. Я за что-то отругала
пятилетнюю дочку. Через некоторое время слышу:
зовет меня и просит найти игрушку. Иду к ней с
добрым намерением помириться и отыскать пропажу.
А она стоит, не помогает, потом с улыбкой
раскрывает кулак – в нем игрушка. Во как
отомстила. Мне стало так обидно! Честно говоря,
эту ситуацию я замяла, так с ней и не поговорила.
Что я скажу? Да, тебе удалось меня обмануть, но это
плохо?.. Или что я больше не попадусь на твою
удочку? Но что-то делать надо было?
Ирина. Первое, что хорошо бы делать в
таких ситуациях, – это назвать то чувство,
которое у вас появилось. Потом высказать свое
отношение к событию: «Знаешь, мне это не
нравится», «Я считаю, это нечестным». Но
постараться говорить «Я-сообщениями». Умеете? И
обязательно объяснить, что произошло и какие
могут быть последствия: «Как ты думаешь, смогу ли
я тебе верить в дальнейшем?», «А если я так же
начну поступать с тобой, тебе это понравится?»
Конечно, нужно выяснить причину вранья. Спросить:
«А тебе зачем это было нужно?» «А разве нельзя
было по-другому?» Ребенок часто копирует то, что
где-то увидел. И пользуется этим долго, так как не
знает других способов. Подскажите ему их! И еще.
Очень важен заключительный этап обсуждения:
примирение, «пожатие рук». То есть любое такое
событие нужно заканчивать на доброй ноте. «Давай
договоримся, что так больше делать не будем. Ага?»
В общем, самое главное – разъяснить ребенку суть
его действий. Для этого, на мой взгляд, нужно:
выразить свои чувства: «Я чувствую...», прояснить
ситуацию: «Что между нами произошло?»,
спрогнозировать ситуацию: «Что мы с этим будем
делать?» и помириться. Действует эффективно не
только в отношениях с детьми, но и со взрослыми.
Однако многие родители и учителя проходят только
половину пути – выражают свои чувства или
отношение, но... не завершают «разбор полетов»
конструктивным образом. А зря. Весь смысл в этом
последнем акте. Не забывайте о нем, пожалуйста!
По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|