РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Престижная школа, элитный класс...
Довольно часто мы и представить себе
не можем, каково ребенку там на самом деле
Хищные вещи существовали всегда. Почти
сто лет назад Тэффи написала рассказ о желтом
воротничке, который испортил жизнь милой
скромной женщине и ее мужу, незаметному
советскому служащему. Наглый воротник
потребовал сначала соответствующую приличную
блузку, потом туфли, сумочку, ездить на извозчике,
врать мужу, занимать деньги… В результате бюджет
семьи и сама семья перестали существовать.
Эта ситуация, конечно, придумана
писательницей-сатириком, но в жизни происходят
истории совсем не смешные, а грустные и даже
страшноватые. Порой родители сами не могут
понять, откуда у их детей такие меркантильные
потребности, стремление ко все новым и новым
вещам и дорогим престижным удовольствиям. И
почему они не могут отстоять скромного
достоинства семьи среднего достатка.
Мама привела на консультацию сына Ваню –
пятиклассника. Он отказывался ходить в школу,
закатывал бурные истерики и ничего не желал
объяснять. Лишь в разговоре с глазу на глаз
удалось выяснить, что мальчишки в математическом
классе престижной школы смеются над его
недостаточно современным компьютером. Мальчики
из состоятельных семей – его одноклассники –
могли позволить себе хорошую технику, а Ваня –
нет, поэтому стал изгоем среди них.
Мы с его мамой задумались: детям всего по десять
лет. Их поведение пока лишь отражение жизни их
собственных семей. Мы решили, что есть смысл
решать вопрос на социальном уровне, не игнорируя,
конечно, факт низкой самооценки мальчика.
Оказалось, что учительница не знала, какие
«ценности» начинают преобладать в классе, и
родители ни о чем не подозревали. На собрании
родители и учитель решили, что с детьми надо
говорить. Постепенно в классе наладилась
нормальная обстановка, а Ваня пошел в школу.
Вот другая история: семиклассник Женя запустил
руку в домашнюю кассу и весело проводил время с
друзьями. Мать пришла в полное отчаяние, когда
узнала об этом. И опять престижная школа, элитный
класс – и семья среднего достатка, где родители
трудятся не покладая рук, чтобы дать ребенку
хорошее образование и достойное общение.
Оставшись с Женей наедине, я увидела его
искреннее возмущение мамой, которая не понимает,
чего хочет его лишить. Не было чувства вины, не
было раскаяния – только убеждение, что он
достоин красивой жизни. Потом я пыталась понять,
как же так получилось. Оказалось, мама сама
всегда мечтала о жизни обеспеченной, все ее
знакомые были состоятельными людьми, сын среди
них вырос. Она только не успела объяснить Жене,
что доходы предпринимателя отличаются от
доходов очень способного государственного
служащего. И теперь с отчаянием и ужасом смотрит
в будущее, которому сама способствовала.
Во многих странах Европы и Америки люди давно
живут в районах соответственно уровню своих
материальных возможностей, платят налог за
обучение детей в школе, расположенной по месту
жительства. Уровень школы соответствует уровню
достатка людей. Контраста не возникает. А для
способных детей существуют специализированные
школы, и их обучением занимается государство.
Западному капитализму уже много лет, и отношения
между слоями общества отлажены давно. В нашу
страну искушение изобилием хлынуло сравнительно
недавно и наложилось на неизжитое представление
о «равенстве» людей. Поэтому нам еще предстоит
научиться прогнозировать результаты своей
жизни.
А с детьми происходит то же, что и с нами: когда мы
забываем о потребностях души, запрягаем себя в
лямку бесперебойного зарабатывания денег,
перестаем радоваться друг другу просто так, без
всяких материальных подкреплений, у них
оказываются несформированными духовные
потребности, а материальные –
гипертрофированными. И тогда бесполезно копить
дома хорошие книги – ведь мы их все равно не
читаем, – бесполезно ждать сочувствия, если
забыли, когда в последний раз говорили с детьми
по душам или просто хохотали.
Я глубоко убеждена в том, что настоящие ценности
не нуждаются в рекламе, их нет смысла
проповедовать. Нужно просто жить, следуя им.
Делая что-то естественно, как дышим, мы создаем
атмосферу, и дети заражаются нашим вкусом к
жизни. Если мы хотим, чтобы наши дети стали
культурными, нужно быть самим верными культуре,
быть если не ее строителями и хранителями, то
регулярными потребителями ее ценностей.
Мне очень больно видеть подростков, увлеченных
идеей зарабатывания денег, забывших про свою
мечту, избравших себе кумиром золотого тельца не
потому, что они действительно в него верят, а
потому, что в этом их убедили средствами рекламы
и массовой информации.
Больно видеть зомби во вчерашнем живом ребенке,
больно видеть родителей, не сумевших защитить
своих детей. Больно потому, что поддавшийся моде,
захваченный врасплох изобилием, человек
упускает эксклюзивный шанс состояться
по-другому – по-своему.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|