ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ДЕТЕЙ
Владислав КРАСИЛЬНИКОВ,
записала Людмила КОЖУРИНА
«Не став ученым, я стал учителем.
Нет причин не быть собой»
Недавно Американский биографический
институт номинировал российского учителя
биологии Владислава Красильникова на звание
«Человек XXI века». К этому званию, как оказалось,
он относится скептически.
Верит же Владислав Алексеевич в силу знания. В
мудрость природы. В труд как главное
человеческое предназначение. Живет в Чувашии, в
приволжском городке Мариинский Посад.
Говорит он быстро, немного отрывисто, при этом
очень плотно приникает к теме, мгновенно
анализирует реакцию собеседника и отзывается
хоть и в тон, но свежо, неожиданно. Если, конечно, в
разговор не «вползают» муравьи – его хобби, его
страсть. Тут собеседнику ничего не остается, как
замереть и слушать, все более округляя глаза.
Начинаешь думать, что жизнь и поведение
насекомых – ресурс важнейших знаний о природе
человека и о его предназначении. С удивлением
узнаешь, что самые фантастические сюжеты из
фильмов ужасов вполне реальны в мире насекомых.
В энтомологию он влюбляет мгновенно. Сайт свой
описывает как райский сад. О школе говорит очень
заинтересованно. А вот человеческое сообщество
– область некоторого напряжения. По крайней мере
себя Владислав Красильников, человек XXI века,
определяет так: «Я рабочий муравей». Он, автор
более трехсот опубликованных научных работ,
создатель единственного русскоязычного
муравьиного сайта, отличник просвещения…
![](6.jpg)
Неестественный отбор
Какой там XXI век, быть бы живу! Край
вымирает. Детей все меньше. Символично: недавно
наш роддом перевели в соседний город
Новочебоксарск, а еще раньше закрылся
единственный в Мариинском Посаде книжный
магазин.
Сейчас идет аттестация. Загружен по полной. На
этой неделе экзамены, потом уроки. Сейчас учу
ответы на тесты – на высшую категорию учителя
сдают экзамен по предмету. Но вот проблема: как,
например, мне, проработавшему девятнадцать лет в
девятилетней школе, сдавать экзамен по всей
программе, включая материал старших классов? Я в
старших никогда не работал, и опыта такого у меня
нет. Теоретически – да. Но это заставляет меня
чувствовать какую-то ущербность и в чем-то
дискриминирует.
Школьная программа по биологии упрощается и
сокращается из года в год, а в тестах на высшую
категорию учителям предлагаются такие вопросы,
ответ на которые, может быть, знают только узкие
специалисты. В новейшем «Биологическом
энциклопедическом словаре», лучшем на сегодня, я
ответов не нашел. И только университетские
учебники для старших курсов немного помогли.
Кто, кстати, лет через пять–восемь будет в школе
работать? Молодых учителей почти нет. Но у меня
такое впечатление, что мало кому есть дело до
учителей. Их, учителей, так много! Как учителю
обратить на себя внимание? Неужели мне больше
делать нечего, как сидеть в приемных, учитывая
тот факт, что у меня ежедневно уроки!
Пока. Пока они еще есть, кормильцы. Скоро в нашей
Мариинско-Посадской школе некого учить будет.
Школа не базовая, внимания ей уделяется мало.
Десять лет, а может, уже и пятнадцать живем без
новых пособий и наглядностей. Невозможно
привыкнуть к бедности кабинетов и стен, к
отсутствию компьютеров. Единственный компьютер
– в бухгалтерии. Да что там, стекло выбьют –
директор мучается: где взять?
Я вот третий год без классного руководства –
детей стало меньше, количество классов
убавилось, не всем хватает нагрузки. Но без
классного руководства я почувствовал пустоту. И
заполнил эту пустоту сайтом.
Муравьиная галактика
Вы, надеюсь, видели мой сайт www.Lasius.narod.ru и,
возможно, что-то из моих статей читали. Это первый
в мире русскоязычный ресурс интернета о
муравьях. Более семисот страниц уникальной
информации.
А началось с того, что я ни на одном из
существующих специализированных сайтов не нашел
обзора новейших открытий по муравьям. Решил
сделать собственный реферативный
интернет-журнал. Получился сайт, на который в
сутки заходит более сотни человек. Там ведь я еще
школьный раздел сделал и пополняю его. Люди валом
валят в образовательный реферативный отдел
моего сайта. А делается все на чистом энтузиазме.
При зарождении сайта присутствовали
патриархи-мирмекологи: Геннадий Михайлович
Длусский из МГУ и Владилен Евгеньевич Кипятков
из СПбГУ. Множество статей и фотографий
муравейников прислали ученые из Екатеринбурга,
Новосибирска. Откликнулись специалисты из
Англии, Германии, Колумбии, Польши, Словении. И
возникла настоящая муравьиная, но все-таки и
человеческая галактика. Во Вселенной, кстати,
тоже существует муравьиная туманность «Ant Nebula». О
ней у меня отдельная страничка.
А если вернуться с небес на землю, то создание и
развитие сайта – это кропотливая и трудоемкая
работа. Кратко говоря, дело выглядит так: я
нахожу, перевожу и дарю всем желающим самую
последнюю информацию о муравьях. На это у меня
уходит все свободное время и треть учительской
зарплаты. Больше всего времени занимают
переводы. Достаточно хорошо я знаю английский, а
вот с испанского, немецкого, французского
перевожу, обложившись двадцатью словарями.
Деньги на что трачу? А как же, по-настоящему
ценные статьи в интернете так просто не валяются:
от десяти до тридцати долларов стоят. Ни
спонсоров, ни грантов у меня нет. Что говорить,
никто не верит, что у меня домашнего доступа в
Интернет нет, что езжу каждую неделю за сорок
километров в Чебоксары, работаю в кабинке на
Главпочтамте.
Муравейник собственной конструкции
Они у меня в крови. Еще когда я ползал по
отцовскому огороду, следил за муравьями. Их жизнь
казалась мне необыкновенной. И был у меня дядя
Гена, военный моряк по фамилии Моряков. Он
увлекал не только морскими рассказами – мы с ним
собирали модели кораблей. А ведь правда: рисунок
корабля в разрезе напоминает устройство
муравейника? Очень похоже. Еще была в детстве
книга «Пароль скрещенных антенн» Халифмана,
которую я еще в детстве почти всю
законспектировал. Поразительная книга о
муравьях. Я и сейчас считаю ее шедевром
популяризации науки.
У меня сохранился дневник детских исследований.
Хотите посмотреть, чем я занимался в двенадцать
лет? Вот: «29 июня 1976 г. Искусственное гнездо
(зарисовано). Вселил семью 01 МЖР (мелкие
жалоносные рыжие красно-коричневые муравьи). В
нее входило: рабочих муравьев 35, маток 3, личинок
первого возраста 40, более старших нет, куколок
нет, крылатых особей нет». Дальше пишу, сколько
умерло, сколько стало, чем кормил, каких жучков
подсаживал, что с ними происходило. Кто куда
бегает, почему некоторые погибают. Смешной
детский почерк: «Произошел побег! Прогрызли
дырку и разбежались по столу!» И вот раскаяние: «Я
забыл увлажнить муравейник».
Ежедневные записи, несколько тетрадей, теперь
что-то кажется глупостью. Но тогда я усложнял
гнезда, ставил эксперименты и дошел до того, что
написал статью в сугубо научный журнал «Успехи
современной биологии». Меня опубликовали! Но это
было потом.
В восьмом классе я соорудил первый муравейник
собственной конструкции. Из пластилина. Там у
меня жила семья муравьев в замкнутом
пространстве, за стеклом. Я раздвигал стекло и
кормил их. Это был неправильный муравейник, в
пластилине жить муравьям плохо – он пахучий и
липкий. Сделал муравейник из гипса и песка, и с
ним оказался сначала на конкурсе в Чебоксарах,
потом в Москве на Всесоюзном слете научных
обществ учащихся. Там серебряную медаль получил,
с известными муравьятниками познакомился.
Увидел Зоологический музей МГУ,
Сельскохозяйственную академию. И еще тогда,
школьником, почувствовал себя среди биологов
абсолютно своим.
Места обитания биологов
Вы спрашиваете, как можно с детства
ощущать себя биологом, исследователем, а ученым
не стать? Немало прирожденных биологов работают
вдали от лабораторий науки, в том числе в
зоопарках или в школах.
Со мной было так. После школы я, естественно,
пошел на биофак МГУ. И хотя у меня была золотая
медаль, первый экзамен – математику – я не сдал.
Даже не представлял, как можно подступиться к
решению некоторых заданий. Шикарным
математическим мышлением я не обладал, а оно было
пропуском в биологию. Вторым шел русский, затем
химия, биология в самом конце. Вот вам задачка:
какой процент из поступивших на биофак МГУ
составили экологи в душе и натуралисты в сердце?
Знаю точно, что в Чувашском педагогическом
институте им. И.Яковлева, где я учился, они были.
В студенчестве я исследовал жизнь городских
муравьев, участвовал во всесоюзных научных
конференциях, неоднократно побеждал. Знакомился
со специалистами из разных уголков страны. Много
читал, в основном реферативные журналы.
Прочел как-то статью Берри Болтона, главного
муравьиного систематика в мире, и нашел
географическую неточность. Ученый описывал
новый вид муравьев из Танзании по итогам
старинной экспедиции Догеля и Соколова. А я в
биографии Догеля читал, что путь экспедиции
пролегал не через Танзанию, а через Уганду.
Послал письмо автору в Лондон. Тогда меня все
отговаривали писать в «логово капитализма», как
бы это сейчас было ни смешно. Однако из
Британского музея пришел ответ. Меня
поблагодарили. Я стал переписываться с Болтоном.
Тогда письма шли в конвертах. Долго-долго. Помню,
меня встречал в факультетских коридорах
профессор Хрусцелевский: «Зайдите, молодой
человек на кафедру, там доктору Красильникову
бандероль из Лондона». Надпись «Dr.Krasilnikov» – и
забавно было, и почетно. Он прислал мне очень
много ценных материалов по муравьям.
Сейчас есть интернет. На мой электронный адрес то
и дело приходят статьи и рефераты ученых, идут
письма от любителей и специалистов с просьбой
предоставить нужную статью или материал.
Спрашивают, как развести муравейник или как
вывести домашних муравьев… Но факт моей
студенческой переписки с английским ученым я
считаю уникальным.
Они тоже любят сладкое
Дети похожи на муравьев: тоже любят
сладкое, шустрые, хаотичные, смешные. Усиками
побарабанили и разбежались. Простые инстинкты,
естественные реакции. Непонятно, где взял, куда
тащит, зачем ему… А все идет как надо. Но если у
муравьев есть матка-царица, то у детей – родители
и учителя. А если чего-то не хватает? Тогда и
возникают социальные проблемы.
В сельскую школу я не «пошел работать», а «попал»:
время было советское, и выбора не было даже у
отличников. Распределение касалось всех. К тому
же родня лучше меня понимала страшные реалии
войны в Афганистане. Немало хороших ребят из
моего окружения погибли или пострадали на этой
войне. Цинковые гробы шли и шли в наш маленький
край. Школа меня спасла, и я остался ей верен.
Девятнадцать лет преподаю биологию, химию,
теперь еще информатику поручили. Как уйти из
школы – не представляю. И все же это немало:
уроки, олимпиады, конкурсы, великий и могучий
интернет. В обеих средах – реальной и
виртуальной – жизнь чрезвычайно энергична. Чуть
отстал – проиграл, потерял уважение. Во всяком
случае, оба места затягивают каждого, кто хоть
раз в них окунулся.
В конкурсах, на олимпиадах мы соревнуемся с
учениками лицеев и гимназий! Тут хорошие мозги
нужны, а они утекают. Лучшие уезжают в другие
города или уходят в более престижные школы. Но,
смотришь, взрослые в безработном городе
спиваются, деградируют, а талантливые дети все
равно появляются. Мутация на мутации. И все равно
чемпионов надо выращивать, на них равняются
остальные.
Я лет пятнадцать параллельно с уроками вел
разные природоведческие кружки в школе или от
Дома пионеров. Оплата занятия чуть ниже, но
приходили заинтересованные дети, и
продуктивность была высокая, занимали призовые
места. Потом ставки сократили, и кружков больше
нет. Вот на этой фотографии я стою с лучшими
учениками моими, с которыми на олимпиадах и
конференциях мы были призерами. Теперь все они
студенты, все сдавали при поступлении биологию.
Одними уроками многого не достигнешь. Какое
творчество? Сплошь обязанности. Да и дети самые
разные: одним для будущего надо одно, другим –
совсем другое.
Экология как методический принцип
Главное в преподавании – умение
сравнивать. Правильно сравнил – считай, научил.
Это не учитывается при составлении учебников.
Теперь в учебниках сочные картинки и сложные
тексты, максимально приближенные к современному
пониманию науки. Я тоже считаю, что преподаватель
– в первую очередь специалист. Но посмотрите, как
выглядит учебник, с которым я хожу на уроки! Он
весь испещрен моими подписями, записями между
строк и на полях. Вписываю свои мысли в книгу.
Множество добавлений. Деталировка. Примеры,
факты необычные. И все из-за дефицита материала
для сравнения. Из-за того, что учебник детей ничем
не может удивить. Это меня он сильно удивляет:
упрощениями, терминологической сухостью. А
ребенка необходимо по-настоящему, пронзительно
удивить, иначе ему не понять, что такое природа:
как это живет? почему живет? как устроено? А не
поймут, не узнают – будут ли они это охранять?
Урок тащит личность, а не методика. Много
технологий я испробовал, но даже от Шаталова
отошел, когда заметил, сколько всего теряется при
упаковке бесконечного живого понимания в схему.
Потом схему надо расшифровывать – получаются
одинаковые шестеренки. Думаю, если учительница
какой-нибудь необыкновенной методикой ребенка
не испортила, он сумеет пробиться. Но почему-то
именно педагогические модельеры нынче в моде.
У меня, пожалуй, нет ни одного коронного
педагогического приема, разве несколько
простейших: начиная урок, прошу детей высоко
поднять тетради с открытым домашним заданием.
Зачем? Чтобы увидеть, в каком состоянии пришли к
тебе люди. Мгновенный анализ: энергичны они,
расслабленны или безразличны. Цель урока у меня
всегда одна и та же: радостные и полезные
впечатления для учеников от встречи с наукой.
Знаю, знаю, что все это несовременно. На конкурсах
лучшие педагоги поют и пляшут, игры проводят,
чудеса ИКТ демонстрируют. А мы потихоньку, как в
XIX веке, пишем, рисуем – всем, чем можем, говорим и
спорим. Был бы Человек, а не маленький человечек.
Специалисты, генералисты и любители
В настоящей энтомологической
экспедиции мне довелось быть лишь однажды. В
экспедиции любой исследователь собирает не
только интересующие его экспонаты, но и
сопутствующие. Специалист по жукам, например,
собирает и муравьев, и бабочек, и клопов – чтобы
потом поделиться с коллегами-энтомологами. Ко
мне то и дело заглядывают люди то с пробиркой, то
с пузырьком. Принесли недавно несколько муравьев
из сурковых нор Оренбургской области. Оказалось,
их еще никто в мире не изучал! Пишу статью в
соавторстве с заместителем директора
заповедника.
У нас в Чувашии образовался своего рода
энтомологический элитный клуб. Впрочем, элитным
здесь является только высокая степень
достоверности, научности и преданности науке о
насекомых. Собираются: знаменитый бабочник
Альберт Аркадьевич Ластухин, «главный по жукам»
Леонид Валентинович Егоров, Наталья
Владимировна Борисова, специалист по
насекомым-ручейникам. Шмелями занимается наша
общая наставница Лидия Григорьевна Сысолетина.
Галина Петровна Чернова – специалист по
полезным хищным клопам. А по цикадам – Вера
Ивановна Кириллова. Ивану же Михайловичу
Олигеру, знатоку прямокрылых, уже за девяносто…
Кто ученый, кто преподаватель, кто простой
заводской инженер, кто педагог-энтузиаст, кто уже
на пенсии. А вот Галина Петровна Чернова –
министр образования Чувашии!
Хороший энтомолог – это ведь существо полезное.
В нем воспитано абсолютное внимание ко всем
мелочам. Мышление у него системное,
экологическое. Такой подробнее видит мир.
Нелишне ни в одной профессии.
И случай, бог-изобретатель
Я в детстве, да и до сих пор не могу
оторваться от передач Сергея Капицы. У меня в
кабинете биологии главная наглядность –
пушкинский эпиграф к передаче: о, сколько нам
открытий чудных готовит просвещенья дух... Эти
слова – чистая правда. Например, я года полтора
назад случайно сделал важное энтомологическое
открытие. Читал в интернете книгу экзотических
кулинарных рецептов на английском языке. И вдруг
увидел: «Название муравья Каребара (Carebara)
переводится как “неразрешимая загадка, головная
боль”. Он употребляется африканцами в пищу лишь
пять раз в год, когда крупные матки величиной два
сантиметра вылетают из термитников. Их ловят и
жарят в собственном соку…» Значит, осенило меня,
цикл развития вида – пять поколений в год! Эта
информация была неизвестна науке: муравьи
каребара редкие, а рабочие особи у них очень
мелкие – один-два миллиметра, их биология
совершенно не исследована. Я написал об этом
профессору Колумбийского университета Фернанду
Фернандесу. Он крупнейший в мире специалист по
этим муравьям, недавно сделал их мировую ревизию.
У нас завязалась переписка по интернету.
Получилась совместная статья. Журнал «Биология»
ее опубликовал: «Carebara: микромуравьи с
макроцарицами».
У меня есть работы, написанные совместно с моими
лучшими учениками. Если тема их увлекает, они
пишут стихи, рисуют. Такой интегрированной
статьей была наша с Ольгой Соловьевой и Анной
Кузнецовой работа о вымершей бескрылой птице
дронте. К сожалению, та же «Биология» при
публикации от стихов и картинок детей
отказалась. Однако вы можете увидеть Ольгу на
этой фотографии рядом со мной.
В последнее время я все больше и больше тяготею к
популяризации биологической науки. Пишу
историко-хронологические статьи по датам
развития антропологии, зоологии, микробиологии,
экологии. Создаю первые биографии на русском
языке знаменитых биологов: Джеймса Одюбона,
Чарльза Элтона, Мисс Латимер, Мириам Ротшильд... И
то и дело оказываюсь в устье озарения или
открытия.
Сокровенная жизнь
Не став ученым, я стал учителем. Нет
причин не быть собой. На уроке, в ученой среде, у
себя дома за разными занятиями я всегда остаюсь
собой.
Потому что урок есть урок. Ты каждый день
продираешься между Сциллой и Харибдой – между
обязательными требованиями программы и мощным
сопротивлением детей этим требованиям. Ведь у
них столько более приятных развлечений, а у нас
принудительный труд! Только за пределами урока,
на кружке, в частной беседе происходит более или
менее настоящая образовательная беседа.
Ко мне в разные годы ходили и ходят пять–семь
человек на кружок, фактически бесплатный. Мы
выбираем подходящие темы, ведем исследования:
динамика численности грачей, глаза человека,
секреты долгожительства и конечно же муравьи…
Ведем наблюдения, анкетируем взрослых, обсуждаем
и систематизируем материал. Одних анкет по теме
набирается до ста. И только потом, придав мыслям
какой-то образ, обращаемся к ресурсам интернета.
Кстати, тема «Долгожители и интернет» заняла на
конкурсе первое место в республике. И вот это и
есть моя работа, моя повседневная реальность.
Так, я думаю, миллионы российских учителей
работают.
А вот сайт начинался как совсем другая часть моей
жизни. Не надо думать, что я хотел создать
какую-то методическую новинку и преподносить ее
как современное педагогическое достижение вроде
применения ИКТ в образовании. Это в принципе было
бы интересно, ведь на каждом уроке что-то
рождается, а ты не все успеваешь записать, то есть
«оставить в живых», передать другим. Особенно
меня поражает непостижимое мышление заядлых
двоечников: они вносят в урок огромный вклад, но
это нигде не описано! И все же хочу подчеркнуть: я
не задумывал сайт как личную педагогическую
лабораторию, тем более что методических сайтов
существует очень много. А мой – муравьиный. И он
единственный.
На сайте, конечно, есть методический раздел
«Экологическая поэзия». Материал полезен для
любого урока. Есть на сайте детские рисунки и
тексты. Обычно их открывают в Чебоксарах, в
администрации, чтобы показать почетным гостям –
порадовать, удивить.
Только я ни прославиться, ни удивить никого не
хотел. Просто собирательство и систематика мне с
детства присущи. Еще привычка всему удивляться.
Представьте, например, веб-камера стоит
где-нибудь в Японии у гигантского муравейника, и
из любой точки Земли можно понаблюдать за тем,
что там сейчас творится! Интерактивные репортажи
из лабораторий и заповедников, со съездов и
конференций. Ведь все это доступно человеку!
Может, когда-нибудь и я буду располагать такими
возможностями?
…Вот так и живу. Просто делаю то, что могу, что
должен. Надеюсь сделать то, что до меня не сделал
никто.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|