ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Кругосветные новости
Франция
Министр внутренних дел Николя Саркози
разработал долгосрочный план профилактики
преступности. «Когда 15-летний подросток
совершает преступление, поздно заниматься его
перевоспитанием. Ребенком надо было заняться
гораздо раньше, пока он еще был малышом. Тогда же
имело смысл помогать родителям исполнять их
родительские обязанности, они еще имели влияние
на сына», – сказал министр.
В сентябре, за месяц до начала молодежных
волнений, в прессе появились сообщения о том, что
выделено новое детское заболевание: нарушение
поведения. Страдает им как минимум каждый
десятый ребенок. Непослушание, вспышки гнева,
агрессивность, воровство, драки – вот основные
симптомы болезни, которую можно диагностировать
в раннем возрасте и вылечить, если вовремя начать
лечение. Всех детей, у которых обнаружены
перечисленные проблемы, и их родителей
необходимо поставить на учет и систематически
наблюдать, консультировать.
Именно это открытие легло в основу нового плана
Саркози. В соответствии с его замыслом всех
трехлетних детей будут обследовать, чтобы
выявить страдающих «нарушением поведения».
Специалисты составят списки «группы риска»,
обращая внимание как на поведение ребенка, так и
на состояние дел в семье. Списки эти передадут в
мэрии, чтобы чиновники могли осуществлять
контроль, призывать родителей к порядку,
направлять в семью педагогов, социальных
работников. Особенно строго будут следить за
посещением детьми образовательных учреждений –
от яслей до школы, за соблюдением правил найма на
работу несовершеннолетних, а также за тем, чтобы
подростки не находились на улице ночью.
С одной стороны, есть здравый смысл в
рассуждениях министра. Воспитывать детей лучше
начинать пораньше. Деньги, вложенные в
дошкольное образование, окупаются сторицей, это
давно доказано. С другой стороны, есть серьезное
опасение за судьбу ребенка, с трех лет несущего
на себе клеймо нарушителя поведения. Да и как
лечить его? Таблетками от гнева? Микстурой от
воровства? Как бы такое лечение вконец не уморило
больного...
Великобритания
Лучшие государственные школы
Великобритании не собираются учить детей из
малообеспеченных семей. Это доказало последнее
исследование «Гардиан», согласно которому
родители вынуждены тратить тысячи фунтов
стерлингов, чтобы ребенок мог быть успешным в
«сильной школе». Соответственно небогатые дети
вытесняются (путем всяких отборов, экзаменов,
тестов) из престижных учебных заведений. В
результате в самых известных школах страны в
дотации на питание нуждается не более 3% учеников.
В среднем по стране этот показатель выше в пять
раз.
Нидерланды
Система образования в стране остается
достаточно консервативной, утверждают
социологи, организовавшие анкетирование
учителей, учеников и родителей. Педагоги учат по
старинке: с мелом у доски, с учебником и
тетрадкой. Только один из десяти школьников
использует возможности компьютерных технологий.
Самый популярный метод обучения – фронтальный,
самый важный инструмент воздействия – оценка.
Родитель редко может высказать свое мнение, зато
часто бывает нужен, чтобы донести до ребенка
мнение учителя. Вопрос об эффективности системы
остается открытым.
США
Две новости встретились на страницах
образовательных журналов Америки. Первая –
трагичная. 15-летний подросток из штата Теннесси
открыл стрельбу в своем лицее. Один человек убит,
двое ранены, в том числе директор лицея.
Вторая новость торжественная. Подведены итоги
национального тестирования по чтению и
математике. Дети «группы риска»
(малообеспеченные, иммигранты, чернокожие)
показали прекрасные результаты, гораздо лучше,
чем в прошлом году. Возможно, между этими
событиями нет никакой связи. Совпадение. Или дело
в том, что образовательные успехи дались детям
слишком дорого, ценой непомерного напряжения,
муштры, унижения?
Мадагаскар
Более миллиона школьных портфелей,
заполненных тетрадями, учебниками, ручками и
даже ноутбуками, раздало правительство страны,
чтобы все дети могли ходить в школу, не нанося
урона семейному бюджету, и без того жалкому у 70%
населения. Конечно, не обошлось без помощи
мирового сообщества, в частности Юнисеф, и
крупнейших компьютерных фирм. Одна из них, к
примеру, разработала для бедных азиатских и
африканских школ самую дешевую модель
портативного компьютера стоимостью всего в 100
евро. Инженеры рассчитывают приобщить к
современной цивилизации, дать шанс найти
квалифицированную работу максимальному
количеству учеников. В ближайшие два года таких
ноутбуков сделают еще 150 миллионов.
Весь мир
Октябрьская конференция ЮНЕСКО приняла
конвенцию, призывающую народы мира охранять свое
культурное своеобразие (инициаторами выступили
Франция и Канада). В документе, в частности,
содержится призыв поддерживать разнообразие
языков, что может превратиться в серьезную
проблему для школы. Конвенция гласит: «Каждый
человек имеет право говорить, писать и печатать
свои произведения на любом языке мира, в
частности на родном языке. Каждый человек имеет
право на образование, учитывающее его культурную
самоидентификацию». Интересно, как эта идея
будет осуществляться в условиях единых
стандартов и экзаменов, не учитывающих не только
национальное своеобразие, но даже
индивидуальные особенности и склонности
ребенка?
Документ вступит в силу через два месяца, если
будет подписан 30 государствами.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|