ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Юрист, экономист, менеджер
О каком образовании для своих детей
мечтают родители-иммигранты
Родители-иммигранты гораздо более
серьезно относятся к учебе своих детей, чем
коренные жители. Их высокий уровень доверия к
школе существенно повышает уровень достижений
детей.
Таковы вкратце результаты исследования,
осуществленного по заказу министерства
образования Франции. Британские ученые пришли к
аналогичным выводам.
Родительские амбиции
Общепринятая точка зрения проста:
школьные проблемы ребенка чаще всего связаны с
неблагополучной семьей. В первую очередь это
семьи с низким уровнем дохода, невысоким
образовательным цензом. И под такое описание
идеально подходит большинство иммигрантских
семей. Родители заняты неквалифицированным,
малооплачиваемым трудом. Не-
совпадение культурных, религиозных традиций,
языковой барьер еще более усугубляют положение.
Существует распространенное мнение: дети
иммигрантов не хотят ни учиться, ни работать. Им
лишь бы пособие получать.
В течение семи лет социологи, педагоги вели
наблюдения за школьными успехами примерно 10
тысяч детей – выходцев из разных социальных
слоев, беседовали с их родителями, проводили
разнообразные опросы. И неожиданно выяснилось:
дети иммигрантов учатся гораздо лучше, чем их
сверстники коренной национальности, чьи отцы
работают, к примеру, на том же заводе, в той же
шахте, что и приезжие.
Хотя при этом в целом уровень жизни приезжих
гораздо ниже, чем у коренного населения. 88%
арабских семей и 77% португальских (две самые
крупные национальные диаспоры во Франции) заняты
неквалифицированным трудом. При этом
португальские женщины иногда ходят на работу, а
вот арабские почти никогда – совершенно
поглощены домашним хозяйством, детьми.
Большинство иммигрантов или совсем не посещали
школу, или едва дошли до конца средней. Среди
португальцев четверть посещали школу. Среди
арабов – пятая часть. Они плохо представляют
себе, что такое школьные занятия, как можно
помочь ребенку. Не умеют установить контакт с
учителем, другими родителями класса, не знают
ничего о своих правах, о возможности, скажем,
заниматься индивидуально по облегченным
программам.
Что касается образовательных перспектив, то 40%
родителей-иммигрантов заявляют, что хотели бы
видеть своих детей на университетской скамье. С
чего вдруг? Французские семьи аналогичного
уровня достатка предпочитают
узкопрофессиональное образование. Они считают,
что ребенок скорее всего повторит их собственный
путь, останется в том же социальном слое, где
находятся они сами. А вот иммигранты
рассматривают образование как важнейшее
средство интеграции в чужеродную среду и
продвижения по социальной лестнице.
Родители-иммигранты чаще других, отвечая на
вопросы анкеты, утверждали, что готовы
пожертвовать всем ради того, чтобы дать детям
хорошее образование. Они пытаются ставить
высокую планку достижений для своих детей,
подталкивают их к поиску своего пути в жизни,
отличного от родительской судьбы.
Арабские и португальские отцы категорически не
хотят, чтобы их сыновья работали на том же заводе,
где работают они сами, даже на более престижной
должности.
Мечты и реальность
Родительские ожидания передаются
детям. 49% детей иммигрантов хотят быть
студентами. Но каковы их шансы?
Школьники французского происхождения, как
правило, без проблем (80%) переходят из класса в
класс. А вот дети иммигрантов довольно часто (в 50%
случаев) остаются на второй год, заканчивают курс
без диплома. Труднее всего им дается младшая
школа и начало средней. Именно здесь
сосредоточено самое большое количество
второгодников, неуспевающих. И именно из-за
стартовых проблем подростки из иммигрантских
семей не доходят до выпускных классов. Что уж
говорить об университете!
Девочки во всех социальных и национальных
группах учатся успешнее, чем мальчишки. Девочки
из арабских семей практически ни в чем не
уступают своим французским ровесницам. Зато 60%
мальчиков-иммигрантов не в состоянии освоить
программу.
Французские школьники более реалистичны, более
гибки. Они легче меняют планы в зависимости от
конкретной ситуации, находят больше
возможностей.
С другой стороны, французские подростки сильно
зависят от мнения родителей. А вот юным арабам и
португальцам приходится самостоятельно строить
свою образовательную траекторию.
61% французских учеников, отвечая на вопросы
анкеты, признали, что именно родители помогли им
определиться с выбором формы обучения после
окончания средней школы. 8% сказали, что семья
никак не повлияла на этот выбор. И только 2% ни
разу даже не обсудили с родителями свои
образовательные планы.
В семьях иммигрантов роль родителей менее
значима. 53% португальских старшеклассников и
всего 46% арабских считают, что следуют семейным
советам. Семья, конечно, дает советы, но они
нереалистичны. Зато ребенок наследует высокий
уровень амбиций, а также готовность осваивать
новое – то, что заставило когда-то его предков
отправиться на поиски счастья в незнакомый мир. И
именно дети иммигрантов максимально используют
возможности школьных медиацентров, городских
библиотек.
Однако несмотря на исходные намерения, арабские
подростки все же не доходят до университета. Они
в четыре раза чаще оказываются учениками
профессиональных училищ, технических вузов
практической направленности, чем молодежь
коренного происхождения.
Именно образовательная система – селективная,
стандартизованная, не учитывающая
индивидуальных особенностей ребенка – ставит
крест на его мечте об университете, разрушает
амбициозные планы, которые он лелеял, поступая в
школу.
26% французских выпускников считают школу
виновницей того, что исходные намерения не
осуществились. А вот среди португальцев таких 33%,
а среди арабов – 40%. Мол, не они сами, а школа
виновата.
Арабские, португальские подростки вступают во
взрослую жизнь с чувством обиды, сознанием того,
что они люди второго сорта, бесправные и
униженные. Отсюда гнев, агрессия, акты
бессмысленного вандализма. Жалкая месть миру, не
оценившему их титанических усилий и
разрушившему мечты.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|