КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКРАН
Хотите стать актерами?
Режиссер Петр Мостовой снял фильм о
тех, у кого это получилось
Тель-авивская улица. Расклейщик
прилаживает к афишной тумбе объявление:
производится набор актеров для спектакля
«Кабаре» – приглашаются все желающие. С этого
стартует сюжет фильма «Сцена», недавно
показанного Петром Мостовым в Доме
кинематографиста.
Мостового российской публике представлять не
надо, до отъезда на родину предков он был одним из
ведущих советских документалистов, а его
десятиминутная лента «Взгляните на лицо», снятая
в середине 60-х вместе с Павлом Коганом по
сценарию тогдашнего вгиковского студента Сергея
Соловьева, стала классикой. На ней воспитывались
(и воспитываются – я своим студентам ее
непременно показываю) поколения будущих
кинематографистов. Снята та давняя лента была
новым в ту пору методом наблюдения: посетители
Эрмитажа, останавливавшиеся у «Мадонны Литты»
Леонардо, не подозревали, что их эмоции фиксирует
скрытая кинокамера. С тех пор и метод наблюдения,
и скрытая камера стали привычной практикой
документалистов, а вот метод организованного
события, которым создавалась «Сцена», и поныне
редкость. Именно для съемок фильма собиралась
труппа русского кабаре, именно под этот проект с
бору по сосенке, с миру по нитке собирались на
него деньги. И теперь перед нами итог – фильм,
поминутно заставляющий улыбаться, смеяться,
сочувствовать, огорчаться, вместе с героями
надеяться на успех, ну и вдобавок ко всему –
задумываться о разном.
Сколько поразительных лиц проходит перед
режиссерским трио, производящим отбор! Мужчины,
женщины, молодые и сильно немолодые,
демонстрирующие изящество фигуры или роскошь
телес, с волосами до пояса и непоправимо лысые:
есть и семейные дуэты, и целые коллективы вроде
парней в жилетках и шляпах, бацающих «Семь
сорок». Показывают, кто что умеет: поют
«Солнечный круг» или «О, соле мио», танцуют
цыганочку или танец живота, бьют чечетку а-ля
Фред Астер. Аккомпаниатор подыгрывает одному из
«Доктора Живаго», другому – «Ах, Одесса». Кто-то
огорошивает сообщением, что пришел предложить
зубную пасту, самую лучшую и очень экономичную.
Кто-то вообще ничего показывать не собирается,
пришел давать советы: «Самое главное, как говорил
гениальный Михаил Чехов, – это атмосфера». «Этот
этюд я показывал когда-то Марселю Марсо», – как
бы невзначай бросает другой. Третий не упускает
случая похвастаться наградой Хайфского
фестиваля. Четвертый сетует на местную публику:
хотят только развлекаться и не желают слушать
серьезную поэзию. А эта женщина из Мариуполя
сыграла как-то царевну. Другая женщина актерским
прошлым похвастать не может и свою профессию
называть не хочет: потом мы узнаем, что она
инженер-экономист, а здесь она работает
«оператором чистоты», по-простому – уборщицей. У
следующей претендентки даже диплом с записью:
«Актриса театра и кино». «Я никогда не танцевала,
но если надо…» – говорит одна. «Если бы я не пел,
я бы давно умер», – признается другой.
Что привело их сюда? Тоска эмигрантской жизни?
Вряд ли. Хотя ясно же, что многим здесь одиноко,
кто-то прямо говорит, что хочется побыть в
коллективе, но эмигрантами они себя не чувствуют.
Никто их сюда не гнал, это был их выбор. Но верно и
то, что на новую родину они принесли свою
культуру, ту самую, советскую, от которой никуда
не деться, и еще не вросли в культуру новую. Ну а
если б в той же самой Одессе, Мариуполе, в Москве,
Питере, где угодно, тогда или сейчас, они
наткнулись на подобное объявление, разве б не
пришли? В каждом из них (только ли из них?) сидит
чувство нереализованности, каждому хочется
явить миру свой талант, ну а есть он или нет, тут
уж каждому вольно думать по-своему, пусть и
заблуждаться. И начавшееся как веселый
калейдоскоп человеческих слабостей и самомнений
зрелище постепенно почему-то навевает все более
грустные мысли.
Нет, вроде бы все замечательно сложилось.
Шестнадцать человек (из ста пятидесяти шести)
все-таки получили долгожданный шанс, с ними
занимаются талантливые профессионалы, учат
вокалу и пластике, сколачивают из разношерстной
компании единую команду, выходят со спектаклем
на сцену. Триумф, счастье, как расцвели лица
артистов! Как помолодела та самая женщина,
«оператор чистоты», так робевшая вначале! И все
же. Сколько нераскрытых, непонятых, потерянных
талантов было, есть и всегда будет. В Иерусалиме,
в Москве, по всему миру. Если б суметь понять, в
чем твой талант, если б найти ему применение.
После показа фильма Мостовой отвечал на вопросы.
Рассказал среди прочего, что ныне судьба
созданной им труппы проблематична. Пока шли
съемки, отыскивались и деньги на ее содержание.
Съемки кончились, с ними и деньги. А театр
доказал, что имеет право на жизнь. Что делать?
Теперь неотвязная забота режиссера: не дать
умереть театру.
Все-таки профессия документалиста принципиально
отлична от профессии игровика. В документальном
кино с окончанием фильма связь режиссера со
своими героями не прерывается. Они – живые люди,
а не только лишь творение его фантазии, он себя
связал с ними, он перед ними ответствен.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|