КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Беседы со счастливым музыкантом
Книга откровений Гии Канчели и его
друзей
Композитор Гия Канчели – живой
грузинский классик – любим публикой не только за
замечательную музыку к фильмам «Мимино» и
«Кин-дза-дза», хотя это, конечно, шлягеры из
шлягеров. Перу Канчели принадлежит еще множество
произведений, от сольных миниатюр до грандиозных
симфоний, есть даже опера, а также музыка к
нескольким десяткам драматических спектаклей, в
том числе к пьесам Шекспира. Сочинения Канчели
любят и знают за рубежом, тому свидетельством
многочисленные заказы из Европы и Америки.
Монументальные творения вроде философского
«Стикса» стали в последние годы невероятно
популярными, а сам композитор, отмечая 70-летие и
потому невольно подводя очередной итог еще
одному ушедшему десятилетию, по-прежнему полон
сил и творческих идей. И конечно, именно в
юбилейный год ему особенно часто приходится
снова и снова рассказывать о творческом методе, о
вечнозеленой песенке «Чито-гврито» (бедный
композитор, устав от однообразных расспросов,
даже пустил «утку», что автор песни – Георгий
Данелия); о том, почему он пишет «очень медленную
и очень печальную музыку»; о сотрудничестве с
выдающимися музыкантами – такими, как Джансуг
Кахидзе, Гидон Кремер, Мстислав Ростропович, Юрий
Башмет, Валерий Гергиев. И о многом другом.
Теперь каждый может узнать обо всем, что связано
с Гией Канчели, без помощи газет и с гораздо
большей долей подробностей. К 70-летию
композитора (он отметил юбилей 10 августа) и
заодно в подарок всем поклонникам его творчества
в издательстве «Музыка» вышла книга «Гия Канчели
в диалогах». Беседы с грузинским классиком ведет
музыковед, доктор искусствоведения, профессор
Академии хорового искусства Наталья Зейфас,
которая дополнила увлекательные диалоги
интереснейшими свидетельствами друзей и
современников композитора. В их числе коллеги –
Альфред Шнитке и Удо Циммерман;
музыканты-исполнители – как вышеперечисленные,
так и Лев Маркиз, Геннадий Рождественский;
режиссеры Роберт Стуруа, Георгий Данелия, Юрий
Любимов и многие-многие другие деятели
искусства. В книге представлены также и
литературные публикации самого Канчели,
фрагменты переписки. Подробнейший справочный
материал в приложении – само собой.
Главное в этой замечательной книге – широта
охвата (кажется, теперь у Гии Александровича не
осталось от читателя ни одного секрета) и добрый
доверительный тон, с которым композитор
рассказывает о своей музыке и о своей жизни. В
двадцать один диалог заключены его
повествования о детстве и юношестве, членах
семьи, годах учения, о советской власти, о работе
в театре и кино, даже о страсти к автомобилям, но в
большей части – о ключевых произведениях и
ключевых фигурах, без которых многое в жизни
Канчели было бы совсем другим.
Например, разве не удивительно узнать, что автор
семи симфоний и прочих «академических» опусов
пришел в мир музыки благодаря джазу? Что его
страстная влюбленность в музыку началась не с
Баха и Шуберта, а с Гленна Миллера и Дюка
Эллингтона и что всю жизнь автор «Стикса» лелеял
мечту о биг-бэнде. Или что счастливую музыкальную
судьбу ему предрекли еще в младенческом возрасте
– ведь у него, оказывается, «необыкновенная
форма ушей, красивые пальцы и родинка на животе»
– значит, суждено ему быть счастливым и стать
музыкантом. Или что Гия Канчели на самом деле
Канчавели: такова была фамилия деда, он и
преобразовал ее по собственному желанию в
Канчели.
Рассказывая о своей молодости, композитор
акцентирует: его музыка стала итогом
«непоследовательности в образовании и
самообразовании». Мол, сочиняет композитор так
же спонтанно, как его ребенком воспитывали. Но
истоки произведений Канчели вполне определенны.
Их можно обнаружить и в богатом личном опыте, и в
унаследованных традициях, но даже в родном доме
композитора, куда желанного гостя внизу у
лестницы зазывает надпись «Salve» («Добро
пожаловать»). Полукатолик-полуправославный,
композитор часто использовал в своих сочинениях
тексты Писания, но даже без них его обращенность
к высшим сферам всегда слышна. Счастье же
композитору выпало земное: он находит его в
общении с родными (любимой женой, детьми, внуками)
и во взаимоотношениях с друзьями. Немало
сочинений им посвящено. Этим тихим счастьем
любви и дружбы тоже наполнена его музыка.
Лучше один раз прочитать саму книгу, чем краткий
рассказ о ней. Внешний вид этого внушительного
(около 600 страниц) издания указывает на его
небудничную природу – богатая, дорогая
полиграфия, роскошный фотоматериал, толстая
глянцевая бумага и праздничное, необычное
оформление (дизайнерские находки вроде подмены
«красной строки» красным цветом шрифта явно не к
удобству чтения, но некоторые визуальные решения
во всяком случае оригинальны). Читателю следует
учесть, что этот солидный фолиант будет неудобно
«глотать» в транспорте. Так же как очень
медленная и очень вдумчивая музыка Канчели, эта
книга требует к себе особого отношения: ее нужно
положить на стол, оставить заботы в стороне и
погрузиться в многообразный мир счастливого
музыканта.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|