Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ИДЕИ XXI ВЕКА 
 

Ирина ПРУСС

Колонка редактора

Ирина ПРУСС Ясно, что время внутри нас, в нашем переживании, – это наше личное, нами выстраиваемое и нами творимое время. Оно то летит, то тащится, его можно упустить или потерять…
Не то что время на часах, которое одно на всех, несмотря на часовые пояса, продиктованные объективной реальностью и создающие лишь небольшую техническую трудность. Преодолев ее, мы тут же приведем всех жителей Земли к единому знаменателю.
Но постойте, так ли уж бесспорна объективность и абсолютность этого самого объективного и абсолютного времени?
Ладно, если говорить о часах, минутах, неделях и месяцах, – тут вроде бы все понятно: вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца, ну и так далее (см. учебник для начальной школы). А вот какое нынче тысячелетие на дворе?
Третье от Рождества Христова?
Но это только для христиан и для христианской ойкумены.
А у правоверных иудеев?
У представителей других конфессий?
Или вот: вы легко справляетесь с обратным отсчетом времени до нашей эры? С датировкой со знаком минус? Мне до сих пор это кажется противоестественным – что-то вроде антиподов Алисы, которые на другой стороне планеты ходят вниз головой.
Этот самый номер тысячелетия – никакая, честно говоря, не объективность, а просто люди так договорились: отсчитывать время истории от события, признанного всеми самым главным. Что, естественно, запросто можно оспорить. И пытались. Французская революция, например, пыталась ввести новое летоисчисление, но ничего
у сторонников этой идеи не вышло.
Не собрали большинства голосов по всему христианскому миру.
Сама природа времени – направленной стрелы – требует представления о некоей отправной точке, из которой она и направлена. Поскольку эта стрела пронизывает нашу жизнь и поскольку постоянно возникает необходимость ее координировать с временем жизни и деятельности других людей, потребность в какой-то единой системе отсчета объективна. Логично было бы разместить эту точку отсчета в настоящем: как представлял это себе психолог У.Джеймс, мы сидим в седле настоящего и смотрим оттуда в прошлое и в будущее. Плохо только, что седло постоянно движется, сегодня – вчера, завтра – позавчера, а послезавтра я уже точно запутаюсь.
Так рождается одно из коренных свойств нашей культуры: отсчет времени каждой отдельной жизни не может начинаться от какой-то точки внутри нее, а должен найти опору в истории. Какую именно – в конце концов, все равно, главное, чтобы все приняли именно эту систему отсчета. Это приводит к последствиям куда более важным, чем дискуссионность выбора точки: в результате все мы, думаем об этом или нет, вписаны в историю и не можем этого не ощущать.
Так что пусть себе Земля вращается вокруг собственной оси и вокруг Солнца, и зима сменяет осень, и снег сменяется весенним дождем – время все равно остается лишь на малую часть природным, а на большую – человеческим. Созданием человеческой воли, фантазии, деятельности.
Если уж это касается летоисчисления, то тем более справедливо для времени жизни каждого. Воля и право каждого – время терять и обгонять. Со всеми вытекающими последствиями.
И у каждого гражданина, оказывается, есть своя машина времени, только он об этом, наверное, еще не знает. Но пользуется, двигаясь взад-вперед по своей жизни: посидел
в трогательном воспоминании, полетел прожекты насчет будущего открытия составлять, восторженные статьи о своих талантах в будущих газетах читать и даже деньги, за открытие полученные, в воображении тратить. И у каждого есть выбор, где задержаться, на какой остановке сойти и поселиться надолго. И отсюда тоже проистекут важные последствия, которые во многом определят стратегию жизни и весь жизненный путь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru