ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
Вроде бы так естественно для учителя –
разговаривать о детях. Это воспринимается как
часть его профессиональной деятельности,
свидетельство его профессионального развития.
Но как мы это делаем? О детях ли идет речь, когда
мы собираемся в учительской или встречаем друг
друга в коридоре, полные свежих впечатлений дня
– от детских шалостей или чьих-то достижений?
Ругая кого-то из детей или восхищаясь кем-то, мы
воспринимаем ребенка как часть своей
собственной ситуации: один нам ее омрачает,
другой делает радужной.
Что прибавляют такие разговоры нашему пониманию
конкретного мальчика или девочки? Или только
запутывают, помогая выстраивать удобный нам
образ ребенка и его семьи? В какой мере мы готовы
не ученика обсуждать, а именно – понимать
ребенка, входить в его мир, быть там, делиться
миром своим, взаимно обогащаясь?
Это очень и очень сложно.
Вы бы видели их глаза!
Из рассказов педагогов нижегородской
школы № 23
Евдокия Павловна Рязанова,
психолог:
– Я сопровождала детей в Анапу, мы ехали поездом.
Один третьеклассник подходит ко мне и говорит,
что другой ушел в ресторан. Первая реакция на
ситуацию: ах ты ябедник! А тот – злостный
нарушитель дисциплины! Но оказалось все не так.
Когда я догнала ушедшего в ресторан, он радостно
и бесхитростно позвал меня с собой: «Посмотрим,
что это такое – ресторан!» Он никогда не ездил на
поезде и услышал, как рядом кто-то сказал: «Пошли
в ресторан». Я пошла с ним в ресторан. Денег у него
нет, мальчик из опекаемой семьи. Я спрашиваю: «Что
мы будем делать?» «Смотреть, а если бы у нас были
деньги, то мы бы сели за стол и тоже чего-нибудь
поели». – «Что бы ты хотел поесть?» – «Яблоко и
шоколад». Я купила ему яблоко и шоколадку.
А тот, другой, переживал за него, за группу. Не
ябедничество это. И так сплошь и рядом: ругаем
детей не разобравшись.
Галина Георгиевна Малых, директор:
– Ко мне привели мальчика, который рвал
обои. У него слезы градом – учитель кричит
возмущенно, эмоционально говорит об испорченных
стенах. А я понимаю, что не может такие слезы лить
ребенок, совершивший проступок. Мужские слезы
мне всегда кажутся тяжелее женских. Мальчик
пытается что-то сказать, но из-за плача нервный
срыв, ничего не получается. Тут учитель говорит,
что рядом был еще один ученик. Я зову другого:
– Тебе нравится наша школа?
– Да!
– А зачем обои рвал? Ты оборвал, а он пытался
приляпать? И его, а не тебя застали?
– Вы… как узнали?
Потом они вместе подклеили обои, пришли
отчитались. Вы бы видели глаза того мальчишки,
который только что плакал, не в силах оправдать
себя. Ведь он новенький, переведен из другой
школы из-за проблем поведения, и вдруг в новой
школе начались неприятности. Теперь, когда я иду
по школе, выделяю глаза этого мальчишки: верит,
что здесь разберутся.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|