ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
Вроде бы так естественно для учителя –
разговаривать о детях. Это воспринимается как
часть его профессиональной деятельности,
свидетельство его профессионального развития.
Но как мы это делаем? О детях ли идет речь, когда
мы собираемся в учительской или встречаем друг
друга в коридоре, полные свежих впечатлений дня
– от детских шалостей или чьих-то достижений?
Ругая кого-то из детей или восхищаясь кем-то, мы
воспринимаем ребенка как часть своей
собственной ситуации: один нам ее омрачает,
другой делает радужной.
Что прибавляют такие разговоры нашему пониманию
конкретного мальчика или девочки? Или только
запутывают, помогая выстраивать удобный нам
образ ребенка и его семьи? В какой мере мы готовы
не ученика обсуждать, а именно – понимать
ребенка, входить в его мир, быть там, делиться
миром своим, взаимно обогащаясь?
Это очень и очень сложно.
Как мы доверились Матвею
Вырываться из пут бытовой педагогики
легче сообща
Вспоминаю опыт десятилетней давности –
из практики преподавания в единственной тогда и
самой первой начальной монтессори-школе в
Москве. Каждый понедельник после уроков мы
собирались в учительской за круглым столом.
Собственно, это даже и не было похоже на
учительскую – просто стоял стол у окна в
небольшом коридоре между классами, по которому
без конца сновали дети. Что нам нисколько не
мешало, да и стол «учительский» именно так был
поставлен с намерением – чтобы быть в гуще
детской жизни, наблюдать ее непосредственно и
размышлять над ней, а не прятаться за дверью и
выносить решения, от которых зависит судьба
ребенка.
По очереди каждый учитель говорил о проблемах,
накопившихся за неделю, о делах, предстоящих в
ближайшее время. Но это было не главное. Главными
героями обычно были конкретные дети, один-два,
которые вызывали в нас радость, сомнение,
недоумение, боль. Мы пытались разобраться, в чем
причина того, что происходит с мальчиком, который
мешает заниматься другим и сам ничего не делает,
в чем причина внезапно появившейся тяги к чтению
у девочки, до этого вовсе не читавшей? Да мало ли
было проблем? Самое трудное в этих разговорах
было – уйти от поверхности события, от текущих
обстоятельств, а попробовать погрузиться в
глубины ребенка, если это возможно, конечно.
Иметь дело с ребенком, а не учеником прежде всего.
Конечно, у нас почти ничего не получалось, мы
очень быстро скатывались в «бытовую педагогику»
– видели причины поведения в житейских
сложностях, в особенностях родителей, в своих
текущих ежедневных ошибках. Но иногда случалось
настоящее маленькое чудо – кого-нибудь посещала
нестандартная, неправильная с точки зрения
обыденности мысль – и ситуация разрешалась
почти волшебным образом.
Восьмилетний Матвей имел привычку совершенно не
заниматься – вообще ничем и никак. Мы просто от
отчаяния, что ли, разрешили ему все учебное время
бродить между партами, заглядывать во все
тетради, только не отвлекать никого. И через
некоторое время оказалось, что это безумное
решение было правильным – он не только начал
заниматься, но и знал материал часто лучше тех,
кто усердно корпел над упражнениями. И ни при чем
тут его беспорядочная домашняя жизнь, и его
истерики, и многое другое. Просто таким способом
он действительно учился, а всеми другими – нет.
Возможно, это совершенно неправильно. Но ведь
cработало же, и еще лучше, чем если бы мы провели
целый методический семинар на тему «Что делать с
Матвеем?» и квалифицировали его поведение как
хулиганство. В этом, наверное, и была ценность
наших понедельничных сидений в коридоре за
учительским столом. Мы приобретали навык не
относиться к ребенку формально, не относиться
чересчур педантично и заботливо, а быть с ним
живыми, действенными, реагировать на проявления
его самости разным образом, подчас
парадоксальным, но продвигающим и его в развитии,
и нас самих в нашем учительствовании.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|