Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

АТТЕСТАЦИОННЫЕ ХЛОПОТЫ 
 

На форуме побывала
Людмила КОЖУРИНА

Инициатива сверху

Учителя и управленцы договариваются о формах и процедурах аттестации

Процедуру аттестации руководители образования Калининградской области решили обновить. Начали с открытого обсуждения проектов документов об аттестации. В реальном и виртуальном (на сайте http://www.edu.baltinform.ru/data) пространстве педагоги и эксперты высказывали свои суждения и предложения по каждому пункту проекта. Где и как можно получить знания в области экспертизы индивидуальной образовательной программы? Что включает презентация педагогического проекта? Как должна проводиться презентация методического портфолио?
И могут ли аттестуемые в качестве альтернативы диагностике качества знаний учащихся предъявлять открытые мероприятия?
Инициатива сверху – сделать аттестацию более комфортной для учителя, чтобы в период аттестации у него оставались силы полноценно работать с детьми, – получила большой резонанс среди учительства. Писем на форуме хоть отбавляй. Разных.
«Не понимаю, почему аттестацию непременно нужно проводить в форме наезда комиссии на педагога?»; «Отменить второй этап, оставить только оценку профессиональной компетентности»; «Аттестуемый вправе по собственному выбору предъявить на экспертизу учебные и внеучебные занятия, семинары, мастер-классы»; «Как Вы считаете, сколько раз должен педагог подтверждать высшую квалификационную категорию, если он это делал неоднократно и находится на пенсии?» Эксперты, по мнению педагогов, должны щадить учителя и согласовывать с ним и качество контрольных работ, и их количество. Многие волнуются: по положению процедуру аттестации можно прервать на любом этапе, но не будет ли каких-либо последствий прерывания аттестации? Уточняют: что это за «расходы на оплату труда привлеченных экспертов при аттестации на высшую категорию из других источников»? Что именно придется оплачивать и в каких пределах? Дорогу? Питание? Чтение и анализ аттестационного материала? А если учитель вправе оплачивать, значит, он и вправе приглашать экспертов, которым доверяет?
Но больше всего копий ломается вокруг второго этапа аттестации – оценка качества и результативности практической деятельности. Ведь на этом этапе учитель не только от себя зависит. Его должны поддержать дети! «Известно, – пишет учительница, – что при обследовании детей дошкольного возраста диагноз ставится очень осторожно. В обычных классах очень много детей с пограничными состояниями. Как же быть с результативностью? С другой стороны, если вместо среза можно дать с классом открытое мероприятие, то как оно отразит обученность каждого учащегося»?
Очень важно было узнать, каков принцип составления экзаменационных билетов и вопросов для собеседования: «Кто составляет билеты и существуют ли они настоящим образом?» А каковы критерии определения результатов проектной деятельности учителей? Ответы были. Вопросы – только в рамках государственной программы. С проектами так: претендент на вторую категорию обосновывает проектную разработку; а на первую или высшую представляет отчет о сути реализованного проекта и полученных результатах.
Совместно решили: уточнить количество контрольных работ и открытых мероприятий «от и до»; централизованно разработать билеты по каждому направлению работы или предмету, дать критерии оценки открытых мероприятий, проектов. Предложенные управленцами «особые формы аттестации»: высшая категория автоматически, без испытаний, присваивается педагогам, имеющим ученую степень, учителям, воспитавшим победителей всероссийских олимпиад, стобалльников ЕГЭ, а также заслуженным учителям, отличникам просвещения, имеющим стаж работы двадцать пять лет, – многие одобрили.
«Конечно, – пишет учительница, – аттестация – процедура не из приятных. Сколько раз сама ловила себя на мысли: жаль времени, потраченного на написание отчетов, бумаг и т.д., тем более что ни материального, ни морального удовлетворения процедура эта не вызывает. И меня радует, что по проекту у педагогов есть выбор. И хотя у меня в ближайшее время аттестация не запланирована, я мысленно примеряю к себе этот выбор. У экзамена и собеседования никаких шансов. А вот проект и портфолио…»
Интереснейший момент: на форуме чередуются письма учителей и чиновников. Вот всегдашнее, ни к чему не обязывающее сетование учителя из прибалтийского городка Советска: «Для того, чтобы ввести новую форму аттестации, необходимо обеспечить достойную жизнь педагогам. Зарплата ничтожно мала. Половина уходит на оплату коммунальных услуг. Приходится искать дополнительный заработок. На протяжении последних лет возрастной состав педагогов не омолаживается. Считаем, что процедура проведения аттестации требует от учителя неоправданных моральных и материальных затрат».
И вот ответственный текст Марии Гончар, сотрудника Министерства образования и науки РФ: «Уважаемые коллеги, прошу обратить внимание, что в проекте форму аттестации предлагается выбрать. Выбрать! Если раньше и срезы дети обязательно писали, и открытые мероприятия надо было провести, то теперь можно, согласно проекту, выбрать что-то одно… Вы говорите, что понятие “оценка профессиональной компетентности” звучит унизительно. А как – не унизительно? Предложите варианты – рассмотрим».
Так что обновление процедур аттестации – не прихоть прогрессивных чиновников. Требования к образованию, учителям предъявляет время.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru