Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Максим ВЕТРОВ

Воля правительства – почти закон?

Профильный Комитет Госдумы пока поддерживает только инициативы Кабинета министров

Поддержаны:

Законопроект, объединяющий процедуры аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Комитет поддержал эту инициативу, но обратил внимание, что одновременно с упрощением процедуры аккредитации законопроект создает предпосылки для повышения требований к лицензированию.
Поэтому некоторые депутаты предложили направить документ на обсуждение ректорского корпуса.
Правительство в целом поддерживает законопроект, и не исключено, что его удастся рассмотреть до конца 2005 года.

Законопроект об увеличении размера стипендий учащихся ссузов и вузов никаких споров не вызвал, так как инициатива исходит от правительства.
Повышение стипендий со 140 до 210 рублей намечено на 1 января 2006 года. Средства на это (1 миллиард 27 миллионов рублей) уже запланированы в бюджете, законопроект всего лишь дает правовые основания для осуществления поставленной правительством цели. Правда, эта цель не совсем ясна: ведь повысить благосостояние студентов, прибавив им по 70 рублей, невозможно.
«Это решение консервирует социальное неравенство и бедность самых малоимущих слоев населения», – убежден Олег Смолин, который при рассмотрении проекта бюджета-2006 предлагал увеличить стипендии учащихся техникумов и ПТУ хотя бы до 350 рублей. Однако его поправка была отвергнута.

Законопроект, устанавливающий должность президента вуза, тоже не вносит ничего нового, а лишь юридически закрепляет институт президентства, широко распространенный в вузовской практике.
Важно отметить, что решение о введении должности президента принимает ученый совет вуза, а кандидатуру на этот пост представляет федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится вуз (Федеральное агентство по образованию).
Таким образом, авторы законопроекта предлагают внедрить и в образование систему, уже знакомую по «большой политике», когда руководителя не выбирают, а назначают сверху.

Той же логикой продиктован и законопроект, утверждающий процедуру аттестации ректора.
Если до сих пор ректор выбирался коллективом, то теперь его кандидатуру будет предлагать учредитель. Для этого при Федеральном агентстве по образованию будет создана специальная Аттестационная комиссия, которая разработает порядок аттестации руководителей вузов (состав новой структуры утверждает тоже Рособразование).
Отобранные кандидатуры будут «спущены» на рассмотрение ученого совета, который организует так называемые выборы.
В пояснительной записке к законопроекту целесообразность назначения ректоров объясняется тем, что «сейчас федеральные органы власти, являющиеся учредителями высших учебных заведений, практически отстранены от процесса подбора, выдвижения, обсуждения возможных кандидатур на должность ректора. Поэтому становится невозможным проведение оптимальной кадровой политики, возрастает число жалоб и конфликтных ситуаций, связанных с поведением ректоров вузов».
Предполагается, что ректоры, назначенные сверху, будут вести себя лучше и число конфликтов и жалоб резко пойдет на убыль.
Законопроекты о президентах и ректорах вузов решено включить в программу работы Госдумы на весеннюю сессию 2006 года.

Отклонены:

Комитет отклонил все документы, ранее получившие отрицательные отзывы правительства.
Не получила поддержки инициатива члена Совета Федерации Андрея Артюхова по обязательному распределению выпускников государственных вузов, обучавшихся за счет бюджетных средств.
В пояснительной записке к отвергнутому документу приводится такая статистика: около 40% обладателей дипломов о высшем образовании не могут трудоустроиться по полученной профессии, половина выпускников педагогических и медицинских вузов не идет в школы и больницы. Многие молодые специалисты уезжают за границу.
Комитет отклонил законопроект, так как депутаты решили, что обязательное распределение не решит проблему: закрепляя обязательства выпускников, он не устанавливает для них никаких дополнительных льгот и гарантий в виде социальных кредитов, возвратных субсидий и других гибких финансовых механизмов.
В числе отвергнутых оказался и законопроект, предлагавший дополнительно закрепить права граждан на общедоступное и бесплатное образование.
Документ был внесен Олегом Смолиным совместно с представителями КПРФ «для исправления ошибок 122-го закона».
Согласно законопроекту не допускается переход образовательных учреждений в иные организационно-правовые формы, их ликвидация или передача с федерального на региональный уровень без согласия органов местного самоуправления, а также без учета мнения коллектива.
В законопроекте предусмотрено сохранение всех государственных и муниципальных образовательных учреждений и числа бюджетных мест в вузах. По данным на 1 января 2005 года, на каждые 10 тысяч населения приходится 203,91 студентов, обучающихся за счет бюджетных средств. Эти показатели Олег Смолин с товарищами рекомендовали закрепить законодательно.
Но документ разрабатывался летом, и его авторы не могли предположить, что уже с 1 сентября произойдет сокращение бюджетных мест в вузах на 8%.
Это и послужило поводом для отклонения законопроекта. Правительство потребовало нового финансово-экономического обоснования документа.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru