УЧЕБНИКИ № 90
Все чудеса истории и культуры
Низовский А.Ю.
Величайшие чудеса света.
Энциклопедический справочник.
– М.: Вече, 2005
Энциклопедия, составленная историком
Андреем Низовским, рассказывает о самых
значительных архитектурных памятниках и
гигантских скульптурах в истории человечества.
Она будет весьма полезна на уроках истории и
мировой художественной культуры, да и на уроках
географии тоже может пригодиться.
Когда-то говорили о семи чудесах древности,
сейчас счет идет на сотни. В энциклопедию их
попало около 300. Чудеса разделены на мегалиты и
иные великие сооружения древности, храмы,
города-памятники, крепости и замки, дворцы,
театры и музеи, правительственные здания,
мавзолеи и усыпальницы, статуи-колоссы, арки и
ворота, колонны и обелиски, каналы, мосты, башни и
небоскребы. В рамках разделов памятники
размещены в строго хронологическом порядке. Из
российских чудес отдельные статьи посвящены
белокаменным соборам Владимира и Суздаля,
соборам Московского Кремля, церкви Вознесения в
Коломенском, Кижам, Казанскому и Исаакиевскому
соборам Петербурга, Зимнему дворцу, Петродворцу
в Петергофе, Царскосельскому дворцу, дворцам в
Павловске и Ораниенбауме и Останкинской
телебашне. Как кажется, ни один значительный
российский памятник не пропущен. Разве что не
хватает Храма Христа Спасителя, может быть,
потому, что это все-таки новодел.
Из этого перечня можно заключить, что в целом
России не повезло на статуи-колоссы, арки и
ворота, небоскребы, мавзолеи и крепости и замки.
Хотя колоссы в нашем прошлом были. Достаточно
вспомнить статую Сталина работы Евгения
Вучетича на плотине Волго-Донского канала. Но она
уже давно пылится где-то в запасниках. Кстати, в
число статуй-колоссов почему-то не попала
гигантская статуя Ким Ир Сена в Пхеньяне, которая
видна чуть ли не с любой точки Корейского
полуострова.
Из энциклопедии мы узнаем немало интересного. В
краткие статьи, в среднем чуть больше страницы,
удалось вместить довольно много полезной
информации. Так, Роквилльский железнодорожный
мост в Пенсильвании (США), самый длинный каменный
мост в мире, проходит через реку Саскуэханна и
соединяет деревню Роквилл и городок Мэрисвилл.
Он был построен из 220 тыс. тонн местного
камня-песчаника, причем его строительство в
начале XX века заняло меньше двух лет. Общая
протяженность всех 48 арочных пролетов моста
составила 1164 метра. Самый же длинный мост в мире
тоже расположен в США. Он переброшен через озеро
Понтчартрейн в штате Луизиана и соединяет
городки Метайри и Мандевилл. Длина моста
составляет 38 422 метра, и сделан он из
предварительного напряженного бетона.
Строительство этого моста было завершено в 1956
году, а в 1966–1969 годах параллельно ему проложили
второй путепровод. Если в 1956 году через мост
Метайри – Мандевилл в день проезжало около 3 тыс.
автомобилей, то теперь в часы пик через мост за
час проходит около 3,5 тыс. машин. Но плата за
проезд по мосту была отменена только в 1999 году, и
то при проезде с юга на север, чтобы
ликвидировать грандиозные пробки на южном
берегу со стороны Нового Орлеана. Зато пошлину на
право проезда с севера на юг подняли вдвое.
Немного странным кажется только то, что из статьи
о мосте Мандевилл – Метайри невозможно узнать,
кто был автором проекта моста, кто
непосредственно руководил строительством и
какая компания его осуществляла. В статье же о
Роквилльском мосте сообщается, что «его
постройка явилась частью большой двадцатилетней
программы реконструкции железных дорог
Пенсильвании, осуществлявшейся под руководством
инженера Уильяма Х. Брауна». Однако о том, кто был
непосредственным автором проекта моста, – ни
слова, хотя при этом сообщается, что строили мост
«каменщики из Италии и чернорабочие из Италии».
Никогда не поверю, что эти и другие чудеса XX века,
в отличие от некоторых творений древности, могли
быть анонимными. Вот со знаменитой статуей
Свободы все чин по чину. Мы узнаем, что она была
изваяна французским скульптором Августом
Бартольди по идее французского общественного
деятеля Эдуарда Лабойе, предложившего отметить
этой статуей ликвидацию рабства в США после
завершения Гражданской войны. А чугунно-стальной
каркас для статуи длиной 46 метров и весом 255 тонн
разработал знаменитый французский инженер
Гюстав Эйфель, автор еще одного чуда света –
парижской башни, названной его именем. А про
Исаакиевский собор в Петербурге сообщается, что
этот храм высотой почти 102 метра, возведенный по
проекту француза Огюста Монферрана, в России
превратившегося в Августа Августовича, может
вместить в себя одновременно до 12 тыс. человек. На
украшение собора пошло 25 пудов золота, а общая
стоимость строительства составила 23 миллиона
рублей. Энциклопедия снабжена качественными
цветными и черно-белыми иллюстрациями.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|