Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ № 90 
 

Ирина КОНСТАНТИНОВА,
психолог Центра лечебной педагогики

«Тюфяки» и «катастрофы» в школе и дома

Мурашова Е.В.  Дети «тюфяки» и дети «катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром.

Мурашова Е.В.
Дети «тюфяки» и дети «катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром.
– Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 176 с.
Автор, практический психолог, рассказывает о своем опыте работы в детской поликлинике. Речь идет о детях, которые могли бы успешно учиться в школе, общаться со сверстниками, но что-то им мешает. Учителя и воспитатели уверяют родителей, что ребенок просто не старается, не слушает объяснений, поэтому не может ничего понять. Другим объясняют, что ребенок избалован, все делает назло взрослым – отвлекается, перебивает учителя, мешает другим детям. Опыт автора показывает, что часто такие трудности связаны не с недостатком воспитания, не со слабостью интеллекта, а с особенностями нервной системы ребенка. Сам он не может с ними справиться, ему нужна помощь взрослых.
Книга обращена в первую очередь к родителям. Именно они могут вместе с ребенком встать «на борьбу с синдромом». Такая борьба требует усилий и значительного времени. Понятно, что у мамы больше возможностей заниматься с ребенком дома, чем у самой внимательной и доброжелательной учительницы в школе. Кроме того, чем раньше начать работать, тем больших результатов удастся достичь. Поэтому большая часть рекомендаций адресована маме дошкольника, которая беспокоится, что ее слишком активный (или, наоборот, пассивный, замкнутый) малыш не сможет учиться в обычной школе – спокойно сидеть целый урок за партой, внимательно слушать объяснения, выполнять задания.
Хочется отметить, что автор предлагает не задания, не конкретные развивающие игры по подготовке ребенка к школе, а только принцип работы, направление поиска, оставляя родителям широкое поле для экспериментов и творчества. Не так уж важно, какие именно картинки предложить ребенку, – важно то, как это сделать, чтобы ребенок принял эту информацию, заинтересовался, проявил собственную инициативу. Автор рассказывает о некоторых маленьких «хитростях», которые уже помогли некоторым детям научиться взаимодействовать с мамой, а потом пойти в школу. Те же «хитрости» помогут и учителю в работе с ребенком, который, казалось бы, совсем не хочет слушать объяснение, выполнять задания и год за годом настраивает всех взрослых против себя.
Врач редко ставит диагноз «гипер-» или «гиподинамический синдром», а если и ставит, то не говорит маме ребенка, что это такое. Часто таким детям ставят другие диагнозы (ММД, энцефалопатия) – тоже ничего не объясняя. Автор расшифровывает эти «красивые слова» так, что они становятся понятными непрофессионалу. Вместе с тем Е.В.Мурашова призывает родителей сотрудничать с врачами, обсуждать с ними состояние ребенка, спрашивать обо всем, что осталось неясно. Если такого сотрудничества нет, мама может долгое время, ничего не понимая, метаться между специалистами, собирать разные рекомендации по лечению и воспитанию, что, конечно, не может привести к хорошему результату. Примеры работы такого «невольного консилиума» также приводятся в книге.
У учителя, которому попадет в руки эта книга, может сложиться впечатление, что автор, родители и сам ребенок оказываются «по одну сторону баррикады», а работающие с этим ребенком педагоги и врачи – по другую. Иногда это действительно так – учитель сердится и обижается на ребенка, который, по его мнению, «специально» отвлекается или делает вид, что не понимает простейших вещей. Особенно раздражает тот факт, что домашние задания ребенок выполняет хорошо (правда, неизвестно, сколько времени и сил он на это тратит). Педагог призывает родителей уделить больше времени воспитанию, жалуется на упрямство или лень ученика, а зачастую просто отказывается работать с таким ребенком. Автор, вероятно, имеет в виду именно такие случаи, когда говорит, что учителя не понимают проблем ребенка, «не видят гипердинамического синдрома». В таких случаях родителям приходится искать специальный способ общения с учителем – такой, чтобы он не жаловался директору, не требовал забрать ребенка, перевести в другой класс. Советы автора по взаимодействию с педагогом едва ли понравятся самому учителю – они могут восприниматься как способ «задобрить» или перехитрить его, не выполняя при этом требований и советов. Возможно, некоторых учителей это оттолкнет, у них пропадет всякое желание читать книгу, автор которой так к ним несправедлив. Но внимательный и заинтересованный учитель найдет здесь немало полезной информации, советов, которые помогут ему избежать подобных ситуаций.
В книге много описаний конкретных детей с их индивидуальными особенностями и проблемами. Приводится список симптомов, свидетельствующих о том, что ребенка необходимо показать врачу, – это не самодиагностика, а повод для родителей (или учителя) задуматься и начать действовать. Автор показывает, как сами дети описывают свое состояние и справляются с трудностями. Обобщая все характерное для того или иного синдрома, автор приводит два очень разных «портрета» – «ребенок с гипердинамическим синдромом» и «ребенок с гиподинамическим синдромом». Прочитав книгу, учитель сможет сам увидеть в своем классе этих детей, посмотреть на них не как на упрямых хулиганов или лентяев, а как на детей с некоторыми особенностями. Эти особенности мешают ребенку стать таким, каким его хотят видеть взрослые, но учитель сам может сделать шаг навстречу ребенку, помочь ему преодолеть природные слабости, использовать сильные стороны. Таким образом он окажется заодно с детьми и родителями, это поможет им вместе справляться с неизбежными трудностями.
Особенности детей (их способ поведения, общения, восприятия информации) определяют и способы общения с ними. Автор призывает «не “ломать” ребенка, а идти от его особенностей». Очень важно для ребенка, каким образом ему сообщают информацию, как организовано рабочее место, время занятий. Важную роль играет режим дня. Часто ребенку с недостатком внимания (сопровождающим как один, так и другой описываемый синдром) необходимо, чтобы его действиями руководил взрослый, но как сделать это руководство не слишком жестким, не превратить его в пугающую ребенка тиранию – об этом пишет автор, обращаясь к родителям. Этими советами может воспользоваться и учитель.
Предлагая разнообразные рекомендации по обучению ребенка с гипо- или гипердинамическим синдромом, организации его поведения, автор не обещает чудесного «излечения». Эти синдромы нельзя вылечить, но можно особым образом организовать взаимодействие, не требовать от ребенка того, на что он пока не способен, но использовать то, что дается ему легко и приносит радость. Автор на конкретных примерах показывает, как это можно осуществить и дома, и в условиях класса, где все дети разные и все требуют внимания учителя.
Книгу Е.В.Мурашовой легко и приятно читать. Теоретические объяснения здесь чередуются с примерами из личного опыта. Обращаясь в первую очередь к родителям ребенка, автор пишет о достаточно сложных вещах так, чтобы было понятно неподготовленному читателю.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru