УЧЕБНИКИ № 90
Минимум формул
Асламазов Л.Г., Слободецкий И.Ш.
Задачи и не только по физике.
Серия «Библиотечка КВАНТ». №89. – М., 2005
Журнал «Квант» недаром был
всегда популярен среди школьников (и не только
школьников), интересующихся физикой и
математикой, потому что в каждом его выпуске
можно было непременно найти для себя что-то
новое, кем бы ни был читатель. Также не подводили
выпуски из серии «Библиотечки КВАНТ». Удачным
оказался и выпуск №89, авторами всех материалов
которого являются Лев Григорьевич Асламазов и
Иосиф Шаевич Слободецкий, которые уже давно
известны как люди, принимавшие горячее участие в
жизни журнала «Квант», авторы задач и многих
замечательных статей.
Книга разделена на три части, и первая часть,
составляющая примерно треть книги, – это
научно-популярные статьи (11 штук), призванные
познакомить читателя с физикой обычных,
встречающихся в нашей жизни на каждом шагу вещей
(кроме, конечно, атомной физики, которой
посвящена последняя статья – «Соотношение
неопределенностей») – изгибов рек, гудения
проводов, звучания скрипки, лунной дорожки на
ночной воде, физическая суть которых оказывается
как раз далеко не обычной. Авторы увлекательно
рассказывают о природе явлений довольно простым
языком, который позволит разобраться в
происходящем даже просто интересующемуся
физикой человеку. Статьи не отягощены
громоздкими формулами (такое ощущение, что
авторы нарочно свели их количество к минимуму,
чтобы дать возможность понять физику явлений
большему количеству читателей), но это нисколько
не сказывается на качестве статей. Особенно
удачным кажется то, что в книге приведено
достаточно рисунков, фотографий и схем – ровно
столько, сколько необходимо в тех местах, где
неподготовленному читателю сложно представить
описываемое явление. Например, в той же статье
«Соотношение неопределенностей» абстрактность
атомного мира «сглажена» рисунком, показывающим
«размазанность» электронов в атоме. Удачны
фотографии капли, меняющей свою форму по мере
вытекания и отрыва (в статье
«Поверхностное натяжение»). Хочется также
отметить то, что статьи показывают нам, как
«работают» физика и математика в реальной жизни
(это особенно полезно для школьников, которым
всегда интересно, как получаемые ими в школе
знания применяются на практике), а также содержат
интересные исторические факты.
Эта часть книги может быть полезна в первую
очередь учителям (чтобы заинтересовать
школьников своим предметом, выборочно
рассказывая некоторые простые вещи оттуда – для
младших и посложнее – для старших) и школьникам
старших классов, потому что все же для
качественного осмысления ее требуется неплохая
подготовка по физике.
Вторая часть книги занимает примерно шестую
часть и, судя по всему, призвана вкратце
рассказать читателю об основных принципах
решения задач по физике. Правда, все же остается
непонятным, что авторы ставили своей основной
целью этого раздела, потому что не рассказано о
таких важных разделах школьной физики, как
динамика и гидростатика, атомная физика, оптика,
электростатика, не разобраны задачи на
магнетизм, хотя стоит отметить статьи, в первую
очередь о силе Кориолиса, с которой, как правило,
в школе знакомят довольно поверхностно; о так
называемом скин-эффекте (или токах Фуко), о
которых школьники тоже имеют смутное
представление, эффекте Доплера, диа- и
парамагнетиках. Разобраны классические задачи
на стандартные темы – кинематика,
электродинамика, импульс, газовые законы. Этот
раздел может быть полезен для абитуриентов,
желающих проверить свои знания и расширить свой
кругозор. Но конечно, он не может служить
основным пособием по подготовке к экзаменам,
хотя, безусловно, знакомство с ним будет далеко
не лишним для школьников.
Третий раздел под названием «Мы решаем задачи»
занимает более половины книги и наиболее будет
интересен абитуриентам. В нем разобраны как
классические, так и нестандартные задачи.
Особенно радует обилие задач качественного
характера, которые вызывают у абитуриентов
большие трудности. Задачами охвачен почти весь
школьный курс (к сожалению, нет атомной физики), и
все они сопровождаются подробными решениями.
Единственное пожелание к этому разделу –
хотелось бы более детального разграничения тем:
например, один большой раздел, «Механика»,
разделить на подразделы: кинематика, динамика,
гидростатика, «Электромагнетизм» – на
электростатику, электродинамику и магнетизм
непосредственно для лучшего восприятия. В целом
с этим разделом будет настоятельно
рекомендовано познакомиться абитуриентам вузов.
Не обошлось, к сожалению, без мелких опечаток, но
в данной книге они несущественны.
Само же издание будет интересно всем
любознательным, интересующимся замечательной
наукой – физикой и каждый, наверное, откроет в
ней что-то новое.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|