Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ № 90 
 

Борис СОКОЛОВ

Парад поэтов

Еремин В.Н. 100 великих поэтов.

Еремин В.Н.
100 великих поэтов.
М.: Вече, 2005
Книга Виктора Еремина послужит хорошим пособием по курсу отечественной и мировой литературы. В биографических очерках самых выдающихся поэтов всех времен и народов рассказывается не только об их жизненном пути, но и об исторических событиях, на фоне которых протекало их творчество.
Среди русских поэтов в сборник попали Державин, Жуковский, Пушкин, Тютчев, Лермонтов, А.К.Толстой, Фет, Некрасов, Майков, Бунин, Брюсов, Блок, Хлебников, Ахматова, Гумилев, Цветаева, Пастернак, Г.В.Иванов, Есенин, Твардовский, Рубцов. С одной стороны, в этом списке ощущается явный перебор. Бунин конечно же гениальный прозаик, но стихи у него, мягко говоря, довольно средние. Вряд ли к числу великих поэтов можно причислить Майкова, Фета, Некрасова, Брюсова, Георгия Иванова, да и Алексея Толстого. С другой стороны, блистательно отсутствует такой действительно выдающийся поэт, как Осип Мандельштам. Да Заболоцкому с Клюевым, быть может, среди великих было бы не тесно. А уж если в список попали Рубцов и Твардовский, то и Высоцкому могло бы найтись место. А уж отсутствие в сборнике имени Бродского, единственного нобелевского лауреата среди русских поэтов, вообще не поддается разумному объяснению и может быть вызвано только крайним субъективизмом автора.
Вот среди зарубежных поэтов как будто и лишних нет, и почти все действительно великие включены: Катулл, Овидий, Данте, Петрарка, Хафиз, Омар Хайям, Вийон, Камоэнс, Шекспир, Гёте, Шиллер, Байрон, Эдгар По, Уитмен, Киплинг, Рембо, Рильке, Аполлинер, Элиот, Неруда. Может быть, стоило добавить Эзру Паунда. Впрочем, мировой список великих можно длить до бесконечности. Как утверждает Еремин, «поэзия – Великая Тайна! Человек не может постичь ее разумом. Поэзия входит в наши души и остается там неведомым странным путем. Никто не возьмется объяснить это внематериальное явление конкретным, материально ощутимым словом. А если и возьмется, то, наверное, потерпит поражение. Не точным определением, а только чувством можем мы понять, что вот этот творец – истинный поэт, а этот сочинитель – талантливый рифмоплет».
Думается, наряду с неизбежным постижением поэзии чувством, что предполагает неизбежный субъективизм, существуют еще и достаточно объективные критерии поэтического мастерства. Хотя великими поэты становятся не только благодаря собственному поэтическому мастерству – оно необходимое, но не достаточное условие. Тут еще нужна уникальность идей и чувств. Автор отстаивает свой субъективизм: «Все большее число читателей и слушателей начинают понимать под поэзией всего лишь рифмоплетство, а истина поэтического творчества, не поддающаяся математической логике, остается для них неуслышанным секретом за семью печатями. В этом кроется главная сложность написания данной книги: пойди докажи, что в нее включены имена именно настоящих поэтов, а многие не попавшие, чьи имена постоянно вдалбливаются в голову современному культурному человеку, всего лишь талантливые соединители рифм и конструкторы интеллектуальных построений фраз, что такие авторы имеют к поэзии только косвенное отношение». Очевидно, дело здесь в том, что Еремин, как и подавляющее большинство русских критиков, традиционно считает великими только тех литераторов, чьи идеи и чувства совпадают с их собственными. Автор сборника пытается демонстрировать объективность, заявляя, что включил в сборник только тех поэтов, кто умер не позднее чем пятьдесят лет назад. Это условие вроде бы позволило достаточно элегантно объяснить невключение в число великих Бродского. Но Еремин тут же оговаривается, что в виде исключения включил в книгу биографии восьми поэтов, умерших менее полувека назад, в том числе Ахматову, Пастернака, Рубцова, Хименеса…
Справедливости ради следует подчеркнуть, что очерки о тех поэтах, которые причислены к лику великих, получились информативными и содержательными. В них сообщается немало любопытных фактов жизни и творчества. Например, Велимир Хлебников, стремясь уберечь русский язык от засорения иностранными словами, создал «периодическую систему русских слов» и, «беря слово с неразвитыми, неведомыми формами, сопоставлял его со словом развитым, он доказывал необходимость и неизбежность появления новых слов».

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru