Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
 

Вячеслав ДЕРЖАВИН,
учитель НПО «Школа самоопределения»

Как школе и учителю оценить самих себя

Несколько практических рекомендаций для тех, кто собирается организовать экспертизу своего образовательного учреждения

Подготовка экспертизы

Заявление о намерениях

Одним из главных условий проведения экспертизы является ее добровольный характер. Это значит, что в коллективе школы должно сложиться понимание ценности и целесообразности предлагаемой процедуры. Не обязательно, чтобы весь коллектив был убежден в этом. Лишь бы сомневающаяся часть была тем не менее согласна на проведение экспертизы хотя бы в качестве эксперимента: «Давайте попробуем и посмотрим, что из этого получится». Если кто-то из педагогов категорически не желает, чтобы его деятельность подвергалась экспертизе, он может заявить об этом и остаться в стороне от основных событий.
Одно из обязательных требований – согласие администрации. Проведение экспертизы связано с некоторым изменением учебного процесса, и администрация должна быть готова пойти на это.

Внимание! Экспертиза нецелесообразна, если в ней заинтересована только администрация, а подавляющая часть коллектива отрицательно относится к ее проведению.

Согласование целей

Еще на стадии подготовки экспертизы должно быть проведено согласование целей. Это может быть предварительная экспертиза, главной задачей которой является выработка суждения о степени готовности школы к началу преобразований, оценка внутренних ресурсов и проектирование первых шагов на пути инноваций. Это может быть экспертиза, нацеленная на решение определенной проблемы, скажем, демократизация учебного процесса. Также в качестве основной цели может быть выдвинута задача анализа причин торможения процесса, осмысления причин неудач в его реализации. Наконец, это может быть поиск точек дальнейшего роста, поиск путей развития. Экспертная группа должна получить четкий ответ на вопросы: что является целью нашей экспертизы? На какие возникшие у вас вопросы вы хотите получить ответы? Пока эти вопросы не будут сформулированы, проведение экспертизы невозможно.

Внимание! Формулировка подобных вопросов – задача крайне сложная. Поэтому желательно, чтобы в решении этой задачи школе была оказана помощь со стороны экспертов. Это и есть момент согласования целей.

Формирование группы экспертов

Цели, задачи и примерная программа экспертизы доводятся до сведения всех, кто работает и учится в школе, а также и до родителей. Все желающие могут присутствовать на всех докладах, обсуждениях, каждый может стать экспертом. Так реализуется принцип публичности и открытости экспертизы.
Следует строго придерживаться принципа добровольности участия в позиции эксперта. Каким бы профессионалом ни был педагог, как бы ни хотелось организаторам экспертизы использовать его компетентность в данном вопросе, какую бы должность в официальной структуре образовательного учреждения он ни занимал, экспертом он может стать только по собственной воле.
В составе группы внешних экспертов желательно иметь хотя бы половину участников с опытом подобной деятельности. Вместе с тем наличие новичков не только не снижает качество работы экспертной группы, но даже, наоборот, повышает его. Появляются люди со свежим взглядом, к тому же их присутствие заставляет четче формулировать задачи, постоянно работать на понимание того, что происходит, вновь и вновь обращаться к осмыслению собственной деятельности, то есть все время осуществлять внутригрупповую рефлексию.

Внимание! Непременное условие: тот, кто принял на себя позицию эксперта, обязан участвовать в экспертизе до ее окончания и обязательно высказать свое суждение. Категорически запрещено учитывать при составлении экспертных заключений мнения, которые не были высказаны публично.

Разработка программы

Разработка программы экспертизы является важнейшим этапом предварительной работы. Несмотря на то что в дальнейшем она, как правило, подвергается уточнениям и изменениям, ее обсуждение помогает коллективу еще раз осмыслить цели и задачи экспертизы, четче сформулировать вопросы, провести ревизию собственных ресурсов.
При составлении программы важно придерживаться принципа: экспертируются не следы деятельности, а сама деятельность. Поэтому экспертов меньше всего интересуют те документы, которыми школа обычно отчитывается в ситуациях аттестаций, аккредитаций и других многочисленных проверок. Эти важные бумаги имеют лишь вспомогательный характер, поскольку отражают скорее прошлое, чем настоящее.
Необходимо также избегать включения в программу дежурных мероприятий. В каждой школе есть многое, чем можно гордиться и что принято показывать гостям школы при ее посещении. Но гораздо продуктивнее предъявить те занятия, которые носят поисковый характер и при анализе которых эксперты смогут выявить тенденции развития, ключевые проблемы образовательного учреждения.
Программа должна иметь отчетливо рабочий характер. В ней должно быть минимальное число мероприятий фронтального типа и максимальное число мероприятий локального характера: встреч с группами учителей и учеников, с органами само- или соуправления, посещение текущих мероприятий, не организованных специально, а проходящих в своем обычном режиме, и т.д.
Как правило, экспертиза включает в себя определенную проектную деятельность. Этап проектирования чрезвычайно важен, ибо создает основу для дальнейшего развития коллектива.
Опыт проведения экспертиз свидетельствует о том, что почти всегда программа оказывается перегруженной. Жизнь полна непредсказуемых моментов, приходится все время что-то корректировать, изменять. С одной стороны, в этом и заключается одна из главных ценностей экспертизы, с другой – это приводит почти всегда к определенному отставанию от ранее составленного графика. Относясь к нарушению планов философски (то есть смиряясь с этим как с определенной неизбежностью), надо понимать, что в ходе корректировки программы можно пожертвовать многим, но только не ее итоговой частью, этапом открытого подведения итогов.

Внимание! Обязательная часть программы – открытый отчет экспертной группы перед коллективом и обсуждение этого отчета, открытая дискуссия по итогам работы группы экспертов. Без этого экспертиза не только бесполезна, но и в ряде ситуаций откровенно вредна для коллектива, в котором проводится.

Выработка критериев

Критерии вырабатываются совместно, они должны быть просты для понимания и открыты для обсуждения, создаваться здесь и сейчас с учетом особенностей данной школы и тех людей, которые приняли экспертную позицию. Порой это не удается сделать в ходе предварительной работы. Тогда поиск критериев оценивания становится частью самого экспертного процесса.

Внимание! Критерии должны быть поняты и приняты всеми участниками экспертизы и раскрыты в экспертном заключении.

Предмет анализа

Прежде всего в сфере внимания экспертов должна оказаться степень нацеленности образовательного процесса на индивидуализацию, личностную направленность образования. Необходимо понять, насколько учебный процесс учитывает личность ребенка, обеспечивает его развитие, насколько он, другими словами, личностно ориентирован.
Особое внимание следует уделить возможности выстраивания учениками их индивидуальной образовательной траектории, формам индивидуальных планов, индивидуальных образовательных программ. Однако рассматривать их надо не с точки зрения степени освоения и усвоения учебного материала, а с точки зрения того, отвечают ли эти формы задаче перевода (постепенного, разумеется) учащихся в позицию субъекта собственного образования. Степень готовности и возможности школы создать условия для содействия этому переходу и является предметом экспертного анализа.
В тесной связи с этим находятся и формы организации учебного процесса. Необходимо постараться понять, насколько они обеспечивают позицию ребенка как субъекта этого процесса. Имеет ли он возможность влиять на его организацию и содержание, несет ли ответственность за его результаты?
Большую роль играет предоставление детям в учебном процессе реальных возможностей выбора. В большинстве случаев выбор ученика все еще ограничивается возможностью выбирать факультативные курсы. Тем не менее потенциальные виды выбора в учебном пространстве таковы: выбор формы обучения, предмета, учителя, программы, выбор темы и очередности изучения тем, вида и способа деятельности, способа освоения учебного материала, выбор формы отчета.
Необходимо обратить внимание на еще один крайне важный момент – на реальность выбора. Зачастую мы не замечаем, что предлагаем фиктивный с точки зрения ребенка выбор, не предлагая равнозначной альтернативы.
В целом можно рекомендовать экспертам попытаться ответить на следующие примерные вопросы.

  • Признается ли в ходе учебных занятий за учеником право на собственное мнение с последующим его обсуждением (не игнорируется ли это мнение, не объявляется ли заранее неправильным)?

  • Не ставится ли ученик в положение, когда главная его задача – высказать (угадать) единственно правильный с точки зрения учителя ответ?

  • Каков доминирующий тип отношений между учителем и учеником: монологический или диалогический?

  • В какой степени учителя готовы обсуждать что-то с учениками на равных?

  • Проводятся ли совместные с учениками обсуждения целей и задач как отдельного занятия, так и учебного процесса в целом, а также способов работы, подведения итогов и т.д.?

  • Осуществляется ли в учебном процессе постепенное расширение полей выбора: от совместного выбора учителя с учениками вида и способа деятельности, способа освоения учебного материала, форм отчета, темпов, программ до выбора предметов и степени их освоения при составлении и защите индивидуальных образовательных программ?

Формы работы

Работа экспертов состоит из трех основных частей – наблюдение, работа в группе и общие дискуссии.
Первое коллективное обсуждение целей и процедуры экспертизы задает общее направление работы, тот угол зрения, те критерии, которые позволят в уроках, внеклассных мероприятиях увидеть отличительные особенности данной школы, ее достижения и проблемы.
Общие собрания в конце каждого этапа работы позволяют прежде всего оперативно корректировать программу экспертизы, а главное – доводить до сведения всех заинтересованных лиц предварительные выводы, плоды сиюминутных размышлений, яркие впечатления. Это расширяет круг участников разговора, каждый получает возможность высказаться, услышать отклик на свое мнение. Все суждения собираются постепенно в единую живую картину. Значит, и окончательные выводы, проекты будут максимально объемными, реалистичными, конкретными.
Отдельные аспекты общей картины прорабатываются на заседаниях групп. Как правило, их состав меняется в зависимости от заявленных проблем, вопросов. Например, в проблемной группе, исследующей возможности выбора, предоставляемые ребенку школой, окажутся люди, которые до этого посетили разные уроки, побеседовали с разными педагогами, детьми. Соответственно материал для дискуссии будет более разносторонним, менее случайным.
Любые обсуждения, групповые и коллективные, носят не столько оценочный характер (хорошо – плохо), сколько проективный. Правда, для этого нужно сначала понять, что происходило, какую цель ставили перед собой участники события. Нередко при обсуждении целей рождаются интереснейшие идеи по поводу способов их достижения. Идеи легко реализуемые, но прежде не приходившие в голову. Возможно, потому, что у педагога, администратора, эксперта не было прежде случая поговорить с кем-нибудь о том, к чему же он действительно стремится. Разрозненные идеи собираются в проекты, планы работы на ближайшие недели, месяцы, годы.
Конструктивному характеру работы помогает включение эксперта в активную деятельность. Он может не только наблюдать, слушать, задавать вопросы, но и принимать активное участие в сегодняшней жизни школы. К примеру, провести урок, мастер-класс.
Перед тем как подвести окончательный итог, важно взглянуть на все выводы и планы отстраненно. Из внешней позиции философа, скептика, управленца, родителя, выпускника.

Итог

Если в показанных формах деятельности школы можно обнаружить и сформулировать проблемы, если эксперты могут вносить предложения по решению проблем, конструировать предлагаемые действия, то результатом экспертизы будет проект программы действий по дальнейшему развитию образовательных процессов.
В отличие от рекомендаций инспекторов-методистов, которые, как правило, дают совет, как приблизиться к конкретной норме, эксперты выявляют различные тенденции в образовательном процессе, вместе с коллективом школы обсуждают спектр возможностей и дополнительных ресурсов. По существу, экспертиза создает развивающую ситуацию для педагогов и учащихся данной школы.

По материалам статьи «Технология подготовки и проведения экспертизы»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru