ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дмитрий ИВАНОВ,
кандидат психологических наук
Когда правила не диктуются, а
вырабатываются
Только тогда и можно говорить о
настоящем исследовании школьной жизни
Первые российские общественные
экспертизы в сфере образования проводились еще в
середине 90-х. К одному из создателей исходного
проекта мы и обратились за комментариями.
Экспертиза – в первую очередь исследование,
анализ деятельности в ситуации, которую нельзя
однозначно определить с точки зрения имеющихся
знаний или норм. Назначение экспертизы – не
контролировать выполнение правил и стандартов, а
помогать школам решать новые задачи, связанные с
изменениями в традиционной педагогической
практике.
С этой точки зрения вроде бы нет никакого смысла
в экспертизе обычной, традиционной школы,
действующей в рамках заданных инструкций и
программ. Контролируй соблюдение норматива – и
все! Но дело в том, что образовательная ситуация
всегда неопределенная, ни один учитель не
работает в абсолютном следовании технологии,
стандарту. Это живой человек, перед которым сидят
неидеальные дети со своими особенностями,
желаниями. Поэтому экспертиза способна помочь
коллективу школы, любого образовательного
учреждения осознать происходящее, приблизиться
к достижению явных или пока еще неявных задач,
которые возникают на пути развития.
Технология проведения подобной экспертизы может
быть различной, но главным инструментом
исследования всегда становится сам эксперт,
который, отбросив предубеждения и привычные
мерки, наблюдает происходящее, анализирует
факты, чтобы затем сделать содержательные
выводы.
Важная часть работы эксперта – понимание и
выявление тех ценностей и целей, которые лежат в
основе деятельности данной школы и конкретного
педагога. Эксперт помогает учителю осознать,
чему он в действительности хочет научить детей.
Очевидно, что эта работа будет эффективна только
тогда, когда учитель полностью доверяет
эксперту. Поэтому так важен вопрос о выборе
эксперта. Совершенно неприемлемо использование
в этом качестве узких специалистов, пусть и очень
компетентных, учителей с большим педагогическим
опытом, а также назначение экспертов
распоряжением органов управления образованием в
одностороннем порядке, без согласования с
коллективом школы.
Как при помощи экспертизы определить, кто
наиболее полно реализует в деятельности
заявленные цели? А если еще и цели не заявлены,
как в случае с президентской премией?
Президентский грант – лишь средство инициации
или поддержки школ, реализующих приоритетные
задачи. А какие задачи считает наше
правительство приоритетными в области общего
среднего образования? Если нет задач, то нет и
содержательного критерия выявления лидера.
Грант за качество образования? За
демократичность? За создание максимально
комфортной для ребенка или развивающей среды? В
этом случае многое зависит от состава экспертной
группы и особенностей экспертируемых
учреждений.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|