ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Обсуждение проекта о порядке и
критериях конкурсного отбора
общеобразовательных учреждений для получения
премии Президента Российской Федерации
закончилось. Учителя высказали множество ценных
замечаний, предложений. Одно из них – от
Ассоциации демократических школ – о проведении
открытой общественной экспертизы деятельности
образовательных учреждений, претендующих на
получение премии. Идея красивая. Образование, как
всякий гуманитарный процесс, невозможно
оценивать только нормативно, документально. Как
спектакль, книгу или картину, школу нужно сначала
увидеть, понять, почувствовать и лишь затем
сформировать суждение, экспертное заключение.
Но как и кем должна проводиться эта гуманитарная
экспертиза? В чем особенности ее организации?
Каковы трудности и подводные камни, способные
исказить до неузнаваемости благой порыв?
Опыт ассоциации, сумевшей за последние годы
провести полтора десятка подобных экспертиз в
разных регионах России, может сегодня помочь тем
педагогам, которым покажется интересным
предложение об открытой образовательной
экспертизе.
О Б Р А Щ Е Н И Е
членов Ассоциации демократических школ и
коллектива научно-педагогического объединения
«Школа самоопределения» к педагогам страны,
органам управления образованием, родительской,
научно-педагогической общественности
Дорогие коллеги!
В педагогических кругах, в коллективах
школ идет обсуждение подготовленного
Министерством образования и науки порядка и
критериев конкурсного отбора
общеобразовательных учреждений для получения
премии Президента Российской Федерации.
Высказывается немало ценных предложений по
содержанию документов, которые надо представить
комиссии по премиям, советов, как сделать
процедуру отбора претендентов объективной и
реалистичной.
Однако, как ни странно, почти никто не обращает
внимания на то, что о работе школы никак
невозможно судить только по представленным
бумагам, как бы хорошо они ни были написаны.
Отзывы же различных организаций (советов
ветеранов, ассоциаций выпускников, родителей,
научной общественности и др.) также не могут
глубоко и содержательно оценить работу школы,
так как эти объединения очень слабы и не успели
еще завоевать авторитет у широкой
общественности.
Мы предлагаем взамен этой оценки по бумагам
провести открытую экспертизу деятельности
школ-претендентов на основе реального
знакомства с ее образовательным процессом, ее
достижениями и трудностями. Экспертами могут
стать все желающие – педагоги других школ,
родители, выпускники, учащиеся, представители
органов управления образованием.
Педагоги и ученики научно-педагогического
объединения «Школа самоопределения» готовы
предложить свою школу для такой экспертизы. Если
даже будет признано несоответствие ее работы
предлагаемым критериям, то сама процедура
экспертизы, несомненно, будет полезна для
развития учреждения, для коллег из других школ.
Она станет примером честного и открытого анализа
реальной педагогической деятельности.
Такое предложение основано также на опыте 18
экспертиз, которые провели члены Ассоциации
демократических школ в школах Мурманской,
Ивановской, Томской, Тульской, Астраханской,
Ростовской областей, Краснодарского края и
Москвы. Отзывы коллективов этих школ и
дальнейшая их работа свидетельствуют о
благотворном влиянии подобных процедур не
только на школу-кандидата, но и на развитие
образования в регионе.
Мы приглашаем стать экспертами «Школы
самоопределения» прежде всего представителей
коллективов школ, которые согласны стать
претендентами на получение премии президента по
итогам соответствующей открытой и
деятельностной экспертизы.
Мы приглашаем стать экспертами представителей
органов управления образованием, которые
согласны способствовать развитию общественных
инициатив по взаимной экспертизе работы
образовательных учреждений.
Мы приглашаем работников средств массовой
информации сделать гласным опыт проведения
такой экспертизы.
Мы убеждены, что если премии президента страны
станут ежегодными, то затраченные средства будут
эффективны в том случае, когда сама процедура
выдвижения даст возможность учителям и
управленцам познакомиться с лучшим опытом на
месте, обсудить возможности его использования в
своих коллективах, увидеть через опыт другого
свои достижения, проблемы и трудности.
Со своей стороны обещаем, что процедура
экспертизы даст возможность нашим
гостям-экспертам увидеть реальный процесс,
разговаривать и обсуждать проблемы со всеми, кто
в школе учится и учит, родителями и выпускниками.
Мы не будем скрывать трудности и недостатки,
потому что хотим и дальше поднимать роль
школьного образования в создании условий для
развития свободной, образованной и честной
личности гражданина России.
От имени совета Ассоциации демократических школ
–
президент ассоциации А.Н.Тубельский;
от имени коллектива «Школы самоопределения» –
заслуженные учителя России
Г.А.Бирюкова, М.Ф.Головина, О.И.Лебедева,
В.М.Озерова;
председатель попечительского совета М.В.Якубов;
член Совета НПО, ученица 10 класса П.Чегодаева
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|