Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2005

Первая тетрадь. Политика образования


ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ 

Светлана КИРИЛЛОВА

Евгений Сабуров, научный руководитель ФИРО: «Реформа - это нормальный способ существования образования»

Существующая нормативно-правовая база успешно охраняет село от развития социокультурных комплексов

Евгений Сабуров, научный руководитель ФИРОВ № 76 от 15 ноября “ПС” рассказало о первом “круглом столе” Федерального института развития образования. Сегодня о научных проектах, которыми будет заниматься новый НИИ, и о своем видении ключевых проблем образования говорит научный руководитель ФИРО, доктор экономических наук, профессор Евгений САБУРОВ:

– На недавнем «круглом столе» вы говорили, что ФИРО будет заниматься не педагогикой, а образованием в целом. Что для вас входит в это понятие?
– Образование – некое благо, которое вырабатывает сам человек с помощью определенных ресурсов. Например, в довоенные годы средний житель СССР учился меньше четырех лет, огромную роль в получении образования играл двор. Сейчас таких ресурсов множество: школа, интернет, СМИ и так далее. Примечательно, что в последние годы в образовании заметно возросла роль семьи. Появилось поколение родителей, которые знают больше, чем школьные учителя. И сегодня уровень образования детей зависит не столько от доходов семьи, сколько от уровня образования родителей.
– Социологи могут сказать, какую роль в образовании человека выполняет школа?
– К сожалению, пока нет. Но во всем мире роль системы образования в образовании ребенка уменьшается. Каждый день на человека обрушиваются потоки новой информации, изменяется культурная среда. И это постоянное изменение уже является образом жизни. Когда Т.С.Элиот писал свою знаменитую статью «Традиции и индивидуальный талант», он заметил: традиция заключается в том, чтобы написать что-то новое.
Сколько существует образование, столько оно и реформируется. Для образования реформа является нормальным способом существования. До недавнего времени считалось, что школа предоставляет не более 30% ресурсов для внутреннего образования человека. Согласно последним международным исследованиям, эта цифра не более 20%. Это скромное место системы образования в образовании людей должно быть осмыслено.
У нас в ФИРО будет отдельный центр мониторинга и статистики образования. Мы хотим получить полную картину: как люди относятся к образованию, к его разным ступеням.
В спорах на тему образования недопустима аргументация вроде: моя внучка учится в школе, и у них там происходит то-то. Надо опираться на научные исследования. В будущем это позволит нам получать нормальные национальные и региональные доклады об образовании.
– Над какими проблемами ваш НИИ будет работать в первую очередь?
– Над изменением системы оценки качества образования, над разработкой профессиональных и образовательных стандартов. Это не означает, что ФИРО непосредственно будет создавать стандарты. Мы должны придумать, как организовать их конструктивное обсуждение, внешнюю оценку.
Прежде, когда работали над стандартами, разгорался спор: приглашать ли академиков РАН, профессоров ведущих вузов? Их приглашали. Академики и профессора расписывали такие требования к школьникам, что становилось страшно. Но мы говорим не о подготовке студентов мехмата МГУ, а о массовой школе, после которой человек должен встать на ноги, получить профессию, создать семью.
Может быть, человек вовсе не должен после школы поступать в вуз? Ведь это ужас, насколько учеба в вузе затягивает процесс взросления. Студенты с удивлением узнают, что в рыцари посвящали в 12–13 лет, что все великие герои короля Артура – это подростки. Удивляешься, восхищаешься, читая сказания “Круглого стола”. Но чего тут удивляться – ведь речь идет о подростках, им подраться хочется!
– Но есть факты: сегодня почти каждый выпускник российской школы поступает в вуз. И это распространенная тенденция не только в России…
– Согласен. Мир изменился и требует людей с высшим образованием – не важно с каким. Возникает феномен высшего общего образования. Заметьте – не профессионального, а общего образования. В этом смысле российские педвузы выполняют важную и необходимую для страны функцию – они дают высшее общее образование. В США эту роль играют юридические и экономические факультеты. Сегодня у нас только 7% выпускников педвузов закрепляются в школе после трех лет работы. Это означает, что в педвузах готовят не учителей. Их контингент – те, кто хотел получить диплом. Но я не считаю, что высшее общее образование – пустая трата средств. В этих вузах люди проходят вторую стадию социализации. Высшее общее образование делает людей, как говорил Чехов, воспитанными. Жаль, что чеховское определение воспитанного человека не востребовано, неплохо бы его вспомнить.
– Значит, школа не дает высокого уровня воспитанности?
– Не дает. В том мире, который остался позади, такой уровень давала гимназия. Но сейчас, возможно, не надо возлагать на школу этих требований. У нее несколько другие задачи.
Впрочем, если бы мы могли сформулировать задачи школы на раз-два-три, автоматически разрешился бы вопрос со стандартами и с контрольно-измерительными материалами. Однако мы должны понимать, что сформулировать общественные требования к образованию раз и навсегда невозможно. Общество – добровольное соединение свободных людей. Их взгляды утром одни, а вечером другие. Гражданин увидел по телевизору, как на парижских улицах жгут машины, – и его личный взгляд на образование может резко измениться.
Стандарты должны разрабатываться для нормальной жизни. Как с их помощью сделать человека воспитанным, проверить, умеет ли этот человек читать текст, – вопрос второй. Поэтому нужен постоянно действующий “круглый стол” по обсуждению общественных требований к качеству образования. Обмен мнениями прерываться не должен. Министерство образования и науки нуждается в рекомендациях именно по этому вопросу.
– На базе ФИРО вы хотите создать несколько постоянно действующих “круглых столов”?
– Очень важная проблема в образовании – как поддержать лучших и подтянуть тех, кто похуже. Для этого нужно разработать и принять комплекс мер. Главная из них – нормативно-подушевое финансирование. Оно демонстрирует цену, которую общество готово заплатить за работу системы образования. Москва с будущего года собирается внедрять в школах НПФ – и уже оказалась перед множеством вопросов. Ведь условия разные, и нельзя допустить, чтобы все школы постригли под одну гребенку. Нормативно-подушевое финансирование в вузах, в ПТУ и техникумах – это другие важные вопросы. По ним тоже необходим постоянно действующий “круглый стол”.
Еще один вопрос, который мы хотим поставить, – сетевая организация образования. Без нее мы не решим проблемы сельской школы и провинциальных университетов, не сможем создать единое образовательное пространство. Если реструктуризация будет проводиться только указом президента или приказом министра, ни к чему хорошему она не приведет. Нужно проанализировать процесс реорганизации сети, предложить и обсудить решения. Возможна, например, вертикальная интеграция, когда вуз берет к себе начальные и средние профессиональные учебные заведения. Очень важна горизонтальная интеграция, когда объединяются учебные заведения одного уровня. Я думаю, что 10–20 великих директоров на Москву – это маловато. Пускай каждый директор возьмет под себя по пять-шесть школ. Пусть предоставит своих учителей и свои методики другим школам. Пока законодательная база не позволяет это осуществить. Поэтому нужны серьезные научные и социологические исследования, доказывающие, что перемены необходимы.
– Насколько я понимаю, ученых для участия в этих исследованиях вы будете приглашать со стороны?
– Мы – отраслевой институт и получаем небольшое финансирование. Однако в России на 2006 год заложен неплохой бюджет для проведения научных исследований. Министерство образования и науки заинтересовано в наших разработках. Если мы выиграем конкурсы, то будем приглашать для участия в исследованиях ведущих юристов и экономистов, лучших педагогов и специалистов в других областях.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru