ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Евгений Сабуров, научный
руководитель ФИРО: «Реформа - это нормальный
способ существования образования»
Существующая нормативно-правовая база
успешно охраняет село от развития
социокультурных комплексов
В № 76 от
15 ноября “ПС” рассказало о первом “круглом
столе” Федерального института развития
образования. Сегодня о научных проектах,
которыми будет заниматься новый НИИ, и о своем
видении ключевых проблем образования говорит
научный руководитель ФИРО, доктор экономических
наук, профессор Евгений САБУРОВ:
– На недавнем «круглом столе» вы
говорили, что ФИРО будет заниматься не
педагогикой, а образованием в целом. Что для вас
входит в это понятие?
– Образование – некое благо, которое
вырабатывает сам человек с помощью определенных
ресурсов. Например, в довоенные годы средний
житель СССР учился меньше четырех лет, огромную
роль в получении образования играл двор. Сейчас
таких ресурсов множество: школа, интернет, СМИ и
так далее. Примечательно, что в последние годы в
образовании заметно возросла роль семьи.
Появилось поколение родителей, которые знают
больше, чем школьные учителя. И сегодня уровень
образования детей зависит не столько от доходов
семьи, сколько от уровня образования родителей.
– Социологи могут сказать, какую роль в
образовании человека выполняет школа?
– К сожалению, пока нет. Но во всем мире роль
системы образования в образовании ребенка
уменьшается. Каждый день на человека
обрушиваются потоки новой информации,
изменяется культурная среда. И это постоянное
изменение уже является образом жизни. Когда
Т.С.Элиот писал свою знаменитую статью «Традиции
и индивидуальный талант», он заметил: традиция
заключается в том, чтобы написать что-то новое.
Сколько существует образование, столько оно и
реформируется. Для образования реформа является
нормальным способом существования. До недавнего
времени считалось, что школа предоставляет не
более 30% ресурсов для внутреннего образования
человека. Согласно последним международным
исследованиям, эта цифра не более 20%. Это скромное
место системы образования в образовании людей
должно быть осмыслено.
У нас в ФИРО будет отдельный центр мониторинга и
статистики образования. Мы хотим получить полную
картину: как люди относятся к образованию, к его
разным ступеням.
В спорах на тему образования недопустима
аргументация вроде: моя внучка учится в школе, и у
них там происходит то-то. Надо опираться на
научные исследования. В будущем это позволит нам
получать нормальные национальные и региональные
доклады об образовании.
– Над какими проблемами ваш НИИ будет
работать в первую очередь?
– Над изменением системы оценки качества
образования, над разработкой профессиональных и
образовательных стандартов. Это не означает, что
ФИРО непосредственно будет создавать стандарты.
Мы должны придумать, как организовать их
конструктивное обсуждение, внешнюю оценку.
Прежде, когда работали над стандартами,
разгорался спор: приглашать ли академиков РАН,
профессоров ведущих вузов? Их приглашали.
Академики и профессора расписывали такие
требования к школьникам, что становилось
страшно. Но мы говорим не о подготовке студентов
мехмата МГУ, а о массовой школе, после которой
человек должен встать на ноги, получить
профессию, создать семью.
Может быть, человек вовсе не должен после школы
поступать в вуз? Ведь это ужас, насколько учеба в
вузе затягивает процесс взросления. Студенты с
удивлением узнают, что в рыцари посвящали в 12–13
лет, что все великие герои короля Артура – это
подростки. Удивляешься, восхищаешься, читая
сказания “Круглого стола”. Но чего тут
удивляться – ведь речь идет о подростках, им
подраться хочется!
– Но есть факты: сегодня почти каждый
выпускник российской школы поступает в вуз. И это
распространенная тенденция не только в России…
– Согласен. Мир изменился и требует людей с
высшим образованием – не важно с каким.
Возникает феномен высшего общего образования.
Заметьте – не профессионального, а общего
образования. В этом смысле российские педвузы
выполняют важную и необходимую для страны
функцию – они дают высшее общее образование. В
США эту роль играют юридические и экономические
факультеты. Сегодня у нас только 7% выпускников
педвузов закрепляются в школе после трех лет
работы. Это означает, что в педвузах готовят не
учителей. Их контингент – те, кто хотел получить
диплом. Но я не считаю, что высшее общее
образование – пустая трата средств. В этих вузах
люди проходят вторую стадию социализации. Высшее
общее образование делает людей, как говорил
Чехов, воспитанными. Жаль, что чеховское
определение воспитанного человека не
востребовано, неплохо бы его вспомнить.
– Значит, школа не дает высокого уровня
воспитанности?
– Не дает. В том мире, который остался
позади, такой уровень давала гимназия. Но сейчас,
возможно, не надо возлагать на школу этих
требований. У нее несколько другие задачи.
Впрочем, если бы мы могли сформулировать задачи
школы на раз-два-три, автоматически разрешился бы
вопрос со стандартами и с
контрольно-измерительными материалами. Однако
мы должны понимать, что сформулировать
общественные требования к образованию раз и
навсегда невозможно. Общество – добровольное
соединение свободных людей. Их взгляды утром
одни, а вечером другие. Гражданин увидел по
телевизору, как на парижских улицах жгут машины,
– и его личный взгляд на образование может резко
измениться.
Стандарты должны разрабатываться для нормальной
жизни. Как с их помощью сделать человека
воспитанным, проверить, умеет ли этот человек
читать текст, – вопрос второй. Поэтому нужен
постоянно действующий “круглый стол” по
обсуждению общественных требований к качеству
образования. Обмен мнениями прерываться не
должен. Министерство образования и науки
нуждается в рекомендациях именно по этому
вопросу.
– На базе ФИРО вы хотите создать несколько
постоянно действующих “круглых столов”?
– Очень важная проблема в образовании – как
поддержать лучших и подтянуть тех, кто похуже.
Для этого нужно разработать и принять комплекс
мер. Главная из них – нормативно-подушевое
финансирование. Оно демонстрирует цену, которую
общество готово заплатить за работу системы
образования. Москва с будущего года собирается
внедрять в школах НПФ – и уже оказалась перед
множеством вопросов. Ведь условия разные, и
нельзя допустить, чтобы все школы постригли под
одну гребенку. Нормативно-подушевое
финансирование в вузах, в ПТУ и техникумах – это
другие важные вопросы. По ним тоже необходим
постоянно действующий “круглый стол”.
Еще один вопрос, который мы хотим поставить, –
сетевая организация образования. Без нее мы не
решим проблемы сельской школы и провинциальных
университетов, не сможем создать единое
образовательное пространство. Если
реструктуризация будет проводиться только
указом президента или приказом министра, ни к
чему хорошему она не приведет. Нужно
проанализировать процесс реорганизации сети,
предложить и обсудить решения. Возможна,
например, вертикальная интеграция, когда вуз
берет к себе начальные и средние
профессиональные учебные заведения. Очень важна
горизонтальная интеграция, когда объединяются
учебные заведения одного уровня. Я думаю, что 10–20
великих директоров на Москву – это маловато.
Пускай каждый директор возьмет под себя по
пять-шесть школ. Пусть предоставит своих
учителей и свои методики другим школам. Пока
законодательная база не позволяет это
осуществить. Поэтому нужны серьезные научные и
социологические исследования, доказывающие, что
перемены необходимы.
– Насколько я понимаю, ученых для участия в
этих исследованиях вы будете приглашать со
стороны?
– Мы – отраслевой институт и получаем
небольшое финансирование. Однако в России на 2006
год заложен неплохой бюджет для проведения
научных исследований. Министерство образования
и науки заинтересовано в наших разработках. Если
мы выиграем конкурсы, то будем приглашать для
участия в исследованиях ведущих юристов и
экономистов, лучших педагогов и специалистов в
других областях.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|