КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Под водой и на суше
На экраны вышла лента «Первый после Бога»
– о легендарном командире подлодки
Российских фильмов о Великой
Отечественной войне сейчас снимается все-таки
мало, хотя интерес к ней со стороны современных
зрителей существует. О чем можно судить хотя бы
по только что проведенному опросу на сайте
cinema.km.ru – 37,1 процента принявших участие в
голосовании хотели бы видеть картины именно об
этой войне. И в какой-то степени может
удовлетворить данное желание публики новая
лента «Первый после Бога», в героях которой
угадываются черты и поступки нескольких
прославленных военных подводников, включая
Александра Маринеско.
Экипажи советских подводных лодок времен
Великой Отечественной не были и раньше обделены
вниманием наших кинематографистов, а такой
фильм, как «Командир счастливой “Щуки”» Бориса
Волчека, пользовался широкой популярностью,
сумев привлечь в 1973 году аудиторию в количестве 31
миллиона человек. По нынешним временам –
немыслимые цифры! Даже суперрекордсмен «9 рота»
Федора Бондарчука об участниках войны в
Афганистане едва ли теперь превзойдет
семимиллионный рубеж посещаемости. Но
несомненный патриотический подъем российских
зрителей, которые неплохо смотрели в прошлом
году ленту «72 метра» Владимира Хотиненко о
сегодняшних подводниках, может быть, окажет
поддержку «Первому после Бога» молодого
режиссера Василия Чигинского (немаловажно
присутствие в качестве одного из продюсеров
Михаила Калатозишвили, внука знаменитого
Михаила Калатозова, воспевавшего романтику
подвига и в «Валерии Чкалове», и в «Красной
палатке»). Новая картина получилась честной и
человечной, хотя и не лишена некоторых просчетов,
прежде всего на уровне сценария (парадоксально,
что как раз сценарист почему-то занял
обособленную позицию, не пожелав фигурировать в
титрах).
Действие «Первого после Бога» происходит осенью
1944 года на освобожденной территории Финляндии,
где базируются советские подводные лодки. Туда
приезжает юная Танька, которая пережила блокаду
в Ленинграде, а теперь направлена на выгодную во
всех смыслах работу подавальщицы в офицерской
столовой. К собственному несчастью, наивно и не
смея даже признаться в этом, она влюбляется в
удачливого капитана Александра Маринина,
являющегося грозой для немецких транспортов.
Однако сам Маринин, еще при поступлении в
военно-морское училище скрывший свое дворянское
происхождение, находится под пристальным
наблюдением энкавэдэшников, особенно после того,
как закрутил роман с красоткой-шведкой,
владелицей местного отеля.
Сюжетная линия мечтательной девчушки, для
которой этот мужественный и благородный герой,
пользующийся не только успехом у женщин, но и
вызывающий восхищение подчиненных, а также
уважение непосредственного начальства, должна
была бы приблизить легендарного капитана (того,
кого на флоте называют «первым после Бога») к
нынешней молодой публике. Но рассказ от имени
Таньки, смотрящей на происходящее своими
глазами, не прописан внятно и толково. К тому же
он перепутывается с другими повествовательными
мотивами, среди них довольно надуманным
представляется сценарный ход с поиском
Марининым старшего брата-колчаковца, якобы
выжившего в 20-е годы и перебравшегося за границу.
Не случайно, что наиболее удачными и практически
не вызывающими критических возражений кажутся
коллективные сцены на берегу или в море, когда
герои действуют вместе и заодно, будь то пьяная
гулянка после успешного похода против немецких
кораблей или же очередная подводная операция, в
которой выживут далеко не все. В «Первом после
Бога» схвачен и передан на экране некий «дух
команды», поневоле сплотивший и актеров, и
технический персонал – всех тех, кто работал над
лентой, подчас преодолевая неимоверные
физические трудности. Фильм проникнут искренней
и незаемной любовью к людям, воевавшим не за
страх, а за совесть.
Сергей КУДРЯВЦЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|