ТОЧКА ОПОРЫ
Одна история, которую хочу рассказать, -
мирная, а другая - разгромная. Но в общем-то это
одна отечественная история. И национальная школа
- ее зеркало.
В Татарстане в нем видишь разные лица. Трогает
отношение общества к населяющим республику
другим народам - чувашам, удмуртам, марийцам,
башкирам… Оказывается, невзирая на удручающие
образцы, которые демонстрирует федеральный
центр, можно жить в мире и согласии. Связано ли
это с отсутствием в Казани имперского мышления?
Или, возможно, причина в том, что людям удалось
сохранить национальную культуру?
Не надо бояться национальной школы
Она - фундамент общечеловеческой или,
может быть, лестница к ней
Никого, кроме Менделеева
…Вдруг запели, да так, что забыл обо всем. Валерий
Ахметзянов, руководитель ансамбля «Шиман»
(«Cеребряный родничок»), говорит, что так поют
только в этой местности, в селе Марисуксы.
- Раньше мы стеснялись выступать со своими
песнями, - говорит певец-руководитель с тихими
колдовскими глазами. Он отвечает на мои вопросы,
а хор, бабушки и дети в национальных костюмах, не
слушают. - Нам говорили: у вас ничего
национального нет, Менделеев один (да, тот самый,
замечу в скобках, Дмитрий Иванович Менделеев,
знаменитый создатель Периодической системы
элементов, был марийцем).
Жители Марисуксы происходят из старых
угро-финских народов. В Прикамье поселились
четыреста лет назад. Здешней школе - сто двадцать.
Когда-то она называлась двухклассной
инородческой школой, «черемисской». «Черемисы» -
означает «люди из леса».
- Это другие называли, - уточняет Валерий
Ахметзянов, - а марийцы так о себе никогда не
говорили.
Здешние жители знают пять колен своего рода.
Однако первых неместных марийцев в селе
Марисуксы увидели десять лет назад. Добравшаяся
сюда финская экспедиция была очень удивлена, что
сохранился язык со старинным диалектом. На нем
говорят дома и в школе. И татары знают этот язык, и
русские… Но жениться марийцы предпочитают на
своих.
- А где находят женихов, невест? - спрашиваю у
поющих бабушек, терпеливо ждавших меня с утра.
Объясняют - есть еще два района, где живут
марийцы. А в этой школе учатся и татары, и армяне…
Руководитель ансамбля, член Всемарийского
совета от Республики Татарстан, Валерий
Ахметзянов (еще он - депутат райсовета, учитель
биологии, завуч) говорит, что ансамбль держится
на энтузиазме. Поют дети и родители. Все и пошло
от родителей.
- Семьи крепкие? - спрашиваю я.
- Разводов нет. Трудятся днем и ночью. Обычно
марийцев считают самогонщиками, но в нашей
деревне этим не занимаются - традицию утеряли, -
смеется Валерий.
Религия наша языческая, - продолжает Ахметзянов. -
Бог - это природа. И солнце, и ветер, и земля, и лес,
и олени… Мы живем в природе, воспитываем через ее
красоту. Ну, вы это увидите на нашем пришкольном
участке…
На обед подавали слоеные блины «коман мелна» и
пирог «подкогыльо» - в котле, в нутряном свином
жире с чесноком. Чисто марийская еда. Марийский
образ жизни.
- А когда дети в город попадают, - спрашиваю
Ахметзянова, - не ломаются, выдерживают в другой
жизни?
Говорит, выдерживают. Хотя с ним самим была такая
история. Жил в Москве, работал на стройке.
Выдавали премию. Прораб сказал: «Зачем ему
деньги? Он же не пьет…» Вот тогда он и уехал.
Заведующий пришкольным участком Валерий
Ахметзянов поводил меня по школе, похожей на
ботанический сад: 126 видов цветов в 454 горшках! И
не только из областей средней полосы. Тут были
апельсины, лимоны, цвел кофе - растения со всего
земного шара.
За географической площадкой, на улице - цветы
однолетние и многолетние. «Принцесса Ната»,
«Скромница», «Оранжевый король»… Сто
одиннадцать цветков, по числу учеников в школе,
ни один не повторяет другой. Расцветают, в
особенности с пятого класса по одиннадцатый.
- Я обычно покажу, как сеять, - говорит учитель, - и
ухожу. Я им доверяю.
Пришкольный участок - два с половиной гектара, до
горизонта. Семь сортов огурцов, арбузы, дыни…
На каждого ученика - пять квадратных метров, где
может ставить опыты. Положим: «Влияние удаленных
цветов на урожайность картофеля». В
биологической литературе, поясняет учитель
Ахметзянов, появилось предположение, что
цветение забирает силы растения. Вот ученики и
проверяют, как уродится картошка, если с кустов
удалить цветы.
Еще на участке растут черемуха, калина, акация,
дубки, ели с березами, посаженные лет сорок назад.
- Вы пришли в школу с традициями? - спросил я
Ахметзянова.
- Да-да-да, дендрарий был, - ответил он. - Но не было
ни яблок, ни вишен…
Не было еще нужды в этой вот «экологии луга» -
кусочке нетронутой природы, с травами и цветами.
На школьном опытном участке - лесные и луговые
растения, появился муравейник. В овраге живут
бобры, и учитель водит туда учеников…
В Марисуксах вспоминаешь про экологическую
эволюцию, которая потихоньку происходит в мире. В
школах Норвегии давно идут уроки дизайна леса:
человек должен уметь сохранять его здоровым и
красивым. Подстриженная Европа снова потянулась
к дикой природе - но на другом уровне понимания.
У нас же типичная картина - или заплевано, или
заросли. А посередине - то, что делает эта
маленькая марийская школа…
Валерий водит меня по райскому саду, где растет
библейская смоковница, и виноград, выращенный из
семян, и земляника, что собирают ведрами. Обычно,
говорит он, я узнаю что-то новое, пробую, развожу
дома, а потом мы с ребятами распространяем.
- А на рынок как выходите? - спрашиваю я.
- А на рынок мы не ходим, - в тон отвечает
Ахметзянов. - Сами приходят, в очередь
записываются…
За местными яблоками, китайской вишней и черной
малиной «Кумберлен»… За ста видами растений, ста
сортами, на любой вкус и цвет.
- И дети пройдут - там, тут, - показывает он цветник,
которому и название не подберешь - мир божий, - а
через детей и родители начинают что-то делать.
От этой маленькой школы, маленького народа -
остается чувство ошеломления.
Татарские Афины
А эта история - о другой школе, татарской, в
деревне Иж-Боби.
Старая учительница математики, руководитель
музея Рэмзия Арслановна Халиуллина сказала, что,
когда окончила школу в 1951 году, ничего не знала
про ее историю - никто не сказал. Вообще историю
не любила, самый нелюбимый был предмет. А
оказывается, такой интересный…
- Я, - сказала Рэмзия, - хочу вам показать книгу,
которую нам подарила профессор из Калифорнии.
Она написала про великих татар, и там - тридцать
страниц про нашу школу…
Оказывается, основателей этой школы помнят в
странах, куда в 20-30-е годы уехали шакирды-ученики.
Во времена репрессий, кто успел, эмигрировали - в
Турцию, Австралию, Китай и там открыли татарские
школы. Ну, может, не такие замечательные, как то
дореволюционное сельское медресе, где ученики
свободно говорили на пяти языках - русском,
татарском, турецком, персидском, французском. А
располагалось оно в сельской местности, в
страшной глухомани… Пароходом надо было плыть
до Сарапула, это в Удмуртии, потом на лошадях до
Агрыза, а оттуда - до деревни Иж-Боби, Вятской
тогда губернии… Трудно представить.
В середине позапрошлого века в семье муллы
Иж-Бобинской мечети Абдулгаляма родились два
сына и дочка. Мулла по долгу службы учил
мальчиков в медресе, а жена обучала грамоте
деревенских девочек, так что можно сказать,
будущие светочи просвещения Бобинские имели
учительские корни.
Известно, что они получили блестящее
образование. Старший сын Губайдулла пять лет
учился в Стамбуле, в султанском лицее, работавшем
по французской системе обучения. Проявил
блестящие способности в физике, его пригласили в
Сорбонну…
Младший брат Абдулла получил мусульманское
образование, написал несколько комментариев
классических арабских учебников богословия. А
затем занялся работой, в которой пытался
примирить религию с наукой, ислам с новой
культурой: «Коран - центральная точка, из которой
берет начало прогрессирующая человеческая
культура…»
В конце века престарелый отец передал медресе в
руки сыновей, и они начали, как говорят сегодня,
его модернизацию. Укрепили материальную базу:
просторные двухэтажные деревянные строения с
высокими воротами - дар купцов-меценатов.
Привлекли внимание общественности, превратили в
то блестящее учебное заведение, память о котором
осталась в истории. Но перемены проводили
постепенно. Сперва обновили начальную школу,
взяли учителей, прошедших переподготовку по
новой методике в Бахчисарае. Пригласили в школу
способных молодых людей из бывших воспитанников.
Заменили старые учебные пособия, написали сами
учебники по географии, естествознанию, логике,
философии...
Это была национальная поликультурная школа. На
татарский язык отводилось 2 часа в неделю, на
арабский - 6 , а на русский - 12 (позднее многие
выпускники стали переводчиками).
Обучение было двенадцатилетним, ученик,
усвоивший курс, мог в любое время перейти в
следующий класс.
По объему учебных предметов это деревенское
медресе было сравнимо с гимназиями России и
Турции, а по разнообразию - даже превосходило
казенные учебные заведения.
В училище не было особого порядка - на стенах
висела одежда, стояли сундуки, комнаты были
устланы кошмой, коврами. В общежитии жили
шестьдесят учеников из других селений. Везде
толпились взрослые юноши и молодые учителя. В
начальных классах учились от 40 до 60 и более
мальчиков, с пятилетнего возраста. Ученики одной
группы сидели спиной к другой, занимались
разными предметами.
Проверяющим - инспекторам братья Бобинские школу
показывали неохотно, говоря, что в ней
«определенного порядка нет», «для порядка нужны
средства» и т.п. Может быть, просто не хотели
раскрывать инспектору свою педагогическую
систему?
…Они много путешествовали по миру, изучали опыт.
В 1907 году сестра Мухлиса открыла школу для
девочек. Это была первая для мусульманок женская
гимназия, готовила учительниц начальных классов.
Среди учебных предметов - языки, математика,
всеобщая история, уход за детьми и их
воспитание… В это учебное заведение родители
привозили дочерей со всей России.
В глухой деревне, на островке, между двумя
ветвями речки, возникли, как их прозвали,
«татарские Афины», куда стали стекаться молодые
люди не только из Татарстана, но и из Средней
Азии, Сибири, Турции…
В 1911 году, перед своим разгромом, медресе было в
расцвете сил. В нем учились 500 учеников.
Действовали курсы, проходили учительские съезды.
«Отсюда выходят всесторонне образованные
люди»… «Выдающийся центр просвещения». «…И
потому… небезопасный…» - сообщалось в
полицейских донесениях…
За что любить историю?
Увы, я не знаю ни татарского, ни турецкого, ни
персидского, ни французского. Но, судя по лицам на
фотографиях, это были интеллигентные,
по-настоящему образованные люди. Таких и сегодня
единицы, просветителей не бывает много.
Эти люди запечатлены на снимках поодиночке и с
семьями и учениками.
Губайдулла, тот что закончил турецко-французский
лицей, одет в тройку c бабочкой, с аккуратно
завитыми усами и бородой, в круглых темных очках
(один глаз искусственный), под руку с молодой
женой. Типичный турок. А через десять лет, в
среднеазиатской ссылке - смягченный и седой,
старый профессор, этакий татарский Альберт
Эйнштейн. Его и интересовали физика,
естествознание.
А брат Абдулла отвечал за религию, философию и
менеджмент (на нем лежало финансовое обеспечение
школы). Был немного, как все в те времена,
революционен. Этакий энергичный восточный
мудрец во френче - за два года до Первой мировой…
- Братья проводили «перестройку», - улыбнулась
заведующая школьным музеем Рэмзия.
- Про купца скажи, - напомнила заехавшая со мной в
эту деревню замглавы районной администрации
Равия Мутошкина.
- Да, был местный купец, сначала себе дом построил,
потом здание для медресе, а потом - мечеть. Звали
его Мухаммеджан Ахмеджанов, это имя неотделимо
от истории школы…
- Видите, были талантливые учителя, а потом
появился меценат, который понимал роль
образования, - и вот… - перевела замглавы историю
на современный лад.
- А я тут училась и ничего не знала, - сказала
заведующая.- В 20-е годы здание школы разобрали,
только музей остался.
- Вы не смотрите, что он такой маленький, - говорят
мне про тесную комнатушку, - что-нибудь возьмете -
утонете в материале…
Я и сам чувствую.
Книги, рукописи, арабская вязь…
- Что это за труд? - спрашиваю я.
- Коран. Говорят, татары были неграмотные, а
посмотрите, Коран могли читать. Вот учебник по
медицине, математике…
- А история, которую вы не любите? - спросил я
заведующую Рэмзию.
- У моего отца, - сказала она, - все конфисковали,
даже забрали лестницу в подпол. В сорок первом
году, зимой, отца с сестрой послали на передовую
рыть окопы. Он, больной, простудился и умер. Мы
остались одни, за учебу в школе надо было платить,
а всех меценатов отправили в Сибирь. Как любить
историю?
- Ну, не любить - знать, чтобы не повторялась, -
сказал я.
Пожилая учительница математики искоса взглянула
на меня, перебирая старые книги.
- Знать-то надо… немножко, - пробормотала она.
Турецкие шпионы
Зимней ночью 1911 года в училище неожиданно
нагрянул конный отряд жандармов. Педсовет был
арестован и заключен в Сарапульскую тюрьму.
Литература опечатана. Начался беспрецедентный
для дореволюционной России судебный процесс над
педагогами национальной школы.
Следствие «по делу Бобинских» продолжалось
более года. В разных местах прошли обыски и
изъятия рукописей, писем, книг у представителей
татарской интеллигенции. Материалы
предварительного следствия составили
одиннадцать томов.
Что им инкриминировали?
Учителей обвинили в распространении
«панисламизма» в России. А что это такое?
- Я даже не понимал значения этого слова, пока не
был допрошен ротмистром, - признался на допросе
Губайдулла Бобинский.
- Думаю, - сказал его брат, - что панисламистского
движения не существует в действительности…
Но в жандармской ориентировке оно существовало.
Проект разрабатывали с восьмого года, в нем
мусульмане всех стран и народов объединялись
против России.
Нужен был подрывной центр, и авторитетное
медресе на эту роль подходило. Просветителей
уличили в контактах с преступниками («Да, я
несколько раз встречался с ним в мечети в
Константинополе, где учился, - оправдывался
Губайдулла, - но мне совершенно неизвестно о том,
что он государственный преступник»).
Утверждали, что в изданной братом брошюре под
названием «Правда» (так на русский язык перевели
«Истину») содержатся заявления против царя.
- И было? - поинтересовался я.
- Да там на арабском, никто и прочесть не мог, -
засмеялась Рэмзия.
Доносили, что в мечети по пятницам больше не
читают молитву за здоровье государя. Что на
подпольном станке печатают на татарском
«Марсельезу» и исполняют в школе - по-турецки (к
слову, учителя Бобинские не только писали
учебники, но и перевели на татарский
Салтыкова-Щедрина).
Но в жандармском управлении его, видимо, не
жаловали.
В вину были поставлены даже неправильное
преподавание наук, то, что ученики садятся без
приглашения «и вообще по отношению к учителям
держатся как товарищи».
И тогда не нравилась приставам педагогика
сотрудничества.
А может быть, дело вообще было педагогическое?
Автор новаторской системы Губайдулла Бобинский
предположил, что они стали жертвой наветов
педагогов-консерваторов (и не без основания:
«старометодисты» действительно писали доносы).
«…За то, что я, - говорил он на допросе в
Сарапульской тюрьме, - являлся поборником нового,
облегченного метода преподавания, а именно
звукового. Кроме того, я ввел новшества в школе,
как то: парты, черную доску, европейские платья и
преподавание русского языка, чего раньше не было,
все это наши старики признают делом греховным и
стараются мне за это отомстить».
Надо признать, в котле охранки варилась гремучая
смесь: панисламизм, звуковой метод, татарская
«Марсельеза»…
Чуть позже достаточно станет объявления
турецким шпионом.
Но привлеченные к работе опытные следователи
ничего не нашли, кроме книг и рукописей, которые
были запечатаны в тюки печатью сельского
старосты.
«Дело» было провалено. Педсовет выпустили.
Братьев суд признал виновными лишь в неуважении
к властям и приговорил к тюремному заключению на
полтора года.
На фотографии 1912 г. они по выходе из тюрьмы -
стриженые.
Впрочем, знаменитое медресе было разгромлено и
закрыто навсегда.
Всплеск накануне
Такая была традиция… В старой России во власти
сидели неисправимые идеалисты. Не приведи Бог
случится какая-нибудь неприятность: паровоз
сойдет с рельсов или кинут бомбу в государя -
отправляли в отставку не кого-нибудь, а министра
просвещения. В народном просвещении, образовании
искали причину обрушивающихся на страну
неисчислимых бед и источник неиссякаемых благ.
Сколько горячих споров шло в обществе на эту
тему!
Во времена Русско-турецкой войны министр
просвещения граф Д.А.Толстой выдвинул
благородную задачу - воспитать патриотов. А для
этого предложил урезать смету по народному
просвещению. Оно, дескать, мешает воспитанию
патриотизма.
Но ему неожиданно ответил военный министр,
фельдмаршал, граф Милютин. «Нет, это мое дело,-
заявил он. - Я, как военный министр, чувствую нужду
в распространении образования, для нас, военных,
это первое главнейшее дело!» Так благодаря
военному министру (не в пример нынешнему с
общеизвестной фамилией) смета по народному
просвещению была сохранена. А в Первую мировую
войну даже увеличена на 30 млн рублей золотом!
Вообще всплеск интереса к образованию возникал в
стране обычно накануне социальных потрясений и
катаклизмов, тогда начинали спешные реформы (1905,
1916, 1920-й - была такая удивительная реформа
образования у Врангеля, за несколько дней до
падения Перекопа). Как правило - не успевали…
После освобождения из тюрьмы Абдулла Бобинский
уехал в Китай, где возглавил татарскую школу и
работал в ней до 1917 года.
Брат Губайдулла был сослан - уже новыми властями -
в Среднюю Азию, работал директором школы в
Коканде. Умер в 1938 году.
Сестра, Мехлиса Бобинская, общественный деятель,
была первой и единственной в истории женщиной -
духовным судьей, занималась семьей и женским
образованием. В 1937-м была арестована как участник
контрреволюционной организации и расстреляна.
Но дух просвещения неистребим в Иж-Боби.
Каждое пятилетие здесь проходит педагогическая
конференция, съезжается ученый народ,
приобщается к источникам и что-то новое находит.
Школьники села ухаживают за могилой
купца-мецената.
Дом основателей медресе тоже сохранился, теперь
в нем правление колхоза. Хотя есть идея, сказали
мне, сделать в нем музей просвещения.
Отличная идея. У жителей Иж-Боби есть
родственники, участники этой истории. Бабушка
нынешнего директора школы преподавала сто лет
назад историю, ее тоже посадили в тюрьму - «c теми
товарищами, за компанию», смеется внук.
Пятнадцать учеников и учителей написали
воспоминания.
Девятнадцать - защитили дипломы и диссертации,
прочесть я их не смог - для меня это, увы, турецкая
грамота…
Не знаю, выявлена ли связь между переводом на
татарский Салтыкова-Щедрина и педагогическим
отчетом в жандармское управление? Какая оценка
дана прошлому? Ведь это смешное дореволюционное
время оказалось не таким смешным, и за неправдой,
несправедливостью, тюрьмой для просветителей
явился полный мрак, сталинское мракобесие,
избавиться от которого не можем до сих пор.
И сейчас побаиваются национальной школы. Не надо
бояться.
Национальная школа - это надстройка над
общечеловеческой или, может быть, лестница к ней.
Будем подниматься по ней потихоньку, радуясь, что
расцветают все цветы. И в великих педагогах пока
еще - поживем, увидим - не ищут турецких шпионов. А
первоклассникам Иж-Боби дарят новые альбомы, и
они каждый год записывают в них свою историю…
Анатолий ЦИРУЛЬНИКОВ,
Республика Татарстан
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|