Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

КРУГИ ИСТОРИИ

Шестьдесят лет назад в Нюрнберге начался международный суд над высшими чиновниками Третьего рейха. Судили людей, исповедовавших нацистскую идеологию, политический режим, ими установленный, и их организации, объявленные преступными. Судили власть, которую в свое время безоговорочно поддержали миллионы. Как это могло случиться?
Механизм столь массового гипноза приблизительно одинаков. Сначала нация переживает сильные потрясения – будь то проигранные войны или победившие революции. Экономика истощается, жизнь людей резко ухудшается. И тогда появляются те, кто уверенно и прямо указывает на виновников случившегося, призывает нацию встать с колен, вновь обрести себя и занять подобающее место в мире, которое конечно же принадлежит ей по праву.
В ход вступает массированная пропаганда национального превосходства. Качество жизни не улучшается, но появляется ощущение эйфории, поднимающее над реальностью. Разум уже не работает. Господствует миф. В структуре мифа нет таких понятий, как труд, заработок, конкуренция. Зато есть подвиг, герой, враг. А с врагом не конкурируют – врага уничтожают.
Так и возникает человеконенавистничество. А уж кого ненавидеть, подскажут традиция или конкретно-исторические условия, но общим является то, что объектом ненависти обычно становятся или более успешные, или просто «чужие» – не такие, как ты.
Третий рейх как раз и явился примером такого государственного образования, которое призвано было стать практической реализацией мифа.
Национализм вольно или невольно будит самые темные силы, всегда дремлющие в человеке... Вспомните, как в «Повелителе мух» дети, попавшие на необитаемый остров, моментально сбиваются в фашистскую стаю. Они играют в охотников. Но играют до первой крови, затем превращаются в убийц.
Национализм – болезнь хроническая, и рецептов вылечиться от нее окончательно у человечества пока нет. Одним только просвещением не обойтись. Фашизм ведь не случайно назван чумой XX века. Эпидемия поражает целые народы, миллионы людей, распространяется на огромные территории. И борьба с ней – дело всей цивилизации.


НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС:
20 ноября 1945 – 16 октября 1946

Требования создать специальный Международный военный трибунал для суда над руководителями нацистского режима содержалось уже в заявлении Советского правительства от 14 октября 1942 года «Об ответственности гитлеровских захватчиков и их сообщников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах Европы».
Потребовалось немногим более шести месяцев с момента официального окончания Второй мировой войны, чтобы начались заседания Международного трибунала.
Судебный процесс над высшими чиновниками Третьего рейха открылся 20 ноября 1945 года и закончился 1 октября 1946 года. К суду были привлечены 25 человек, признанных непосредственно ответственными за политику германского государства с 1933-го по 1945 год. Мартина Бормана судили заочно, Роберт Лей покончил с собой еще до начала заседаний, Вильгельм Крупп был признан невменяемым. Таким образом, на скамье подсудимых оказались 22 человека.
Трибунал рассмотрел более 3 тысяч документов, допросил около 200 свидетелей (кроме того, несколько сот свидетелей были допрошены по поручению трибунала особыми комиссиями) и принял 300 тысяч письменных показаний.
Трибунал провел 407 судебных заседаний. Протоколы его насчитывают 16 тысяч страниц.
1 октября 1946 года в 14 часов 50 минут суд приступил к своему последнему заседанию. На нем был оглашен приговор:12 подсудимых были приговорены к смертной казни через повешение, трое – к пожизненному заключению и четверо – к длительным срокам тюрьмы, трое оправданы.
Исполнение приговора было осуществлено в ночь на 16 октября 1946 года.


5.jpg (16300 bytes)                                                  6.jpg (26786 bytes)

«Все, что против нашего единства, должно быть брошено в пламя»
Из стенограммы допроса Бальбура фон Шираха – организатора и руководителя
Гитлерюгенда, гаулейтера фашистской партии и имперского наместника Вены

Обвинитель. Вы признаете, что Гитлерюгенд ставила своей задачей внедрение своей идеологии немецкой молодежи и детям, начиная с девятилетнего возраста?
Ширах. Я считал своим долгом и своей обязанностью воспитать немецкую молодежь гражданами национал-социалистского государства.
Председатель. Это не ответ на вопрос. Отвечайте, вы признаете, что вы прививали гитлеровской молодежи идеи Гитлера? Да или нет?
Ширах. Между фашизмом и национал-социализмом есть большая разница. Поэтому я не могу ответить «да». Я воспитывал немецкую молодежь в национал-социалистском духе. На это я отвечаю: «Да».
Обвинитель. Вы в своей книге «Гитлерюгенд» писали на странице 17: «Книга Гитлера “Майн кампф” была нашей библией». Вы это подтверждаете? Вы это писали?
Ширах. Я говорил в моей книге, которую писал в 1933 году и которая была опубликована в 1934 году, следующее: «Мы не могли еще в подробностях обосновать наше мировоззрение. Мы просто верили. И когда появилась книга Гитлера “Майн кампф”, эта книга стала библией, которую мы учили почти наизусть, чтобы суметь ответить на вопросы сомневающихся и располагающих большим материалом критиков». Да, я тогда так писал. Это правильно.
Обвинитель. Теперь я хочу задать вам следующий вопрос. Вы признаете, что Гитлерюгенд была политической организацией, которая под руководством НСДАП проводила политику этой партии в отношении немецкой молодежи?
Ширах. «Гитлеровская молодежь» была больше воспитательной организацией на политической основе.
Обвинитель. Вы здесь утверждали, что Гитлерюгенд не воспитывала в немецкой молодежи духа милитаризма и не подготовляла ее к будущим агрессивным войнам. Я напомню вам некоторые ваши высказывания из той же вашей книги Гитлерюгенд. Говоря о младшем поколении «юнгфольк», вы писали: «Они носители нацистского стиля. Торговцы игрушками волнуются, что этим детям не нужно более игрушек. Их интересуют походные палатки, копье для метания, компас и карта. Это особенность нашей молодежи. Все, что против нашего единства, должно быть предано огню, кострам». Не руководствовались ли этими вашими директивами воспитанные Гитлерюгенд солдаты немецкой армии, поджигая дома мирных жителей на оккупированных территориях? Это написано в вашей книге, то, что я сейчас прочитал?
Ширах. То, что здесь лежит передо мной, написано в моей книге, а того, что мне перевели, в ней нет.
Обвинитель. Внесите свои поправки.
Ширах. Для этого я должен просить разрешения огласить подлинник этого текста: «Торговцы игрушками жаловались мне, что эти мальчики, речь идет о молодом поколении, не хотят более иметь дело с игрушками; их интересуют географические карты, компасы, плащ-палатки и копья для метания. Я не могу помочь этим торговцам игрушками, потому что время, когда дети играли только игрушками, давно прошло. Не только торговцы детскими игрушками жалуются теперь, но и фабриканты, производящие детские шапочки. Кто сейчас носит школьную фуражку? Кто теперешние школьники, мальчики или девочки? В некоторых городах мальчики собрались вместе и публично сожгли школьные фуражки. Фактически сжигание – это специальность новой молодежи. Границы малых государств империи также были превращены в пепел огнем молодежи. Это простая, но героическая философия; все, что против нашего единства, должно быть брошено в пламя».
Обвинитель. Я не вижу существенной разницы между тем, что я сказал, и тем, что вы прочитали.
Перейдем к следующему вопросу. Вы уже говорили о специально созданной организации гитлеровской молодежи Гитлерюгенд. Вы утверждали, что эта организация преследовала только спортивные цели. Так вы говорили?
Ширах. В связи с обучением моторизованных отрядов гитлеровской молодежи я говорил о занятиях спортом и езде на пересеченной местности. Я сказал также, что я признаю, что моторизованные отряды гитлеровской молодежи обучаются в духе допризывной подготовки. Я ничего в этом не оспаривал.
Обвинитель. Вами было издано наставление о национальной подготовке членов Гитлерюгенд, так называемая «Гитлерюгенд им динст». В этом наставлении были предусмотрены такие занятия с молодежью: теория оружия, теория стрельбы, упражнения по прицеливанию, учебная стрельба, строевая подготовка, топографическая подготовка, прикладная топография, упражнения на местности. Кроме того, в приложении даны: памятка для пользования походным компасом и памятка для пользования угломером. Вам известно это наставление? По вашему мнению, оно также не преследовало цели боевой подготовки немецкой молодежи?
Ширах. Я по вопросу о воспитании гитлеровской молодежи говорил уже здесь очень подробно, и в частности о подготовке по стрельбе, которая в моей книге занимает сорок страниц, и в связи с этим заметил, что это обучение стрельбе проводилось по правилам, установленным для международной спортивной стрельбы из мелкокалиберных винтовок, и что всем бойскаутам эта книга и эти правила рекомендовались. Для этих целей я издал эту книгу, которая служила для воспитания гитлеровской молодежи.
Обвинитель. Господин председатель, я предъявляю трибуналу еще один документ. Это выдержка из показаний военнопленного немецкого солдата Герта Бруно Кнителя. Он родился в 1924 году в городе Рохлиц, в Саксонии. С 1938 года Книтель являлся членом Гитлерюгенд. В 1942 году, то есть в возрасте 18 лет, Книтель был призван в немецкую армию. Таким образом, это типичный рядовой представитель Гитлерюгенд, и именно поэтому его показания представляют интерес. Вот что он рассказывает о своей службе в немецкой армии:
«Не менее двух раз в неделю нас посылали прочесывать леса, устраивать облавы в поисках партизан и вообще недовольных установленным немцами режимом, для того чтобы арестовывать их и расстреливать. Наша третья рота встретила и расстреляла в лесу пять человек. Эти лица, возможно, и не были партизанами, а просто гражданами, которые ходили в лес по делам. Но у нас был приказ расстреливать всех, кого встретим в лесу. Мы так и поступали».
Вы признаете, что участие немецкой молодежи в подобных злодеяниях было обусловлено соответствующим воспитанием ее и подготовкой в Гитлерюгенд?
Ширах. Нет. Этого я не признаю.
Обвинитель. Вы еще в довоенные дни опубликовали целый ряд песен для молодежи в песеннике?
Ширах. Было издано много песенников для молодежи.
Обвинитель. У нас имеются некоторые выдержки из одного такого песенника, и я хочу сослаться только на одну из них. Помните ли вы песню «Вы видите зарю на Востоке»?
Ширах. Это не моя песня.
Обвинитель. Это одна из песен, которая была включена в сборник песен
гитлеровской молодежи, не так ли?
Ширах. Это старая песня СА, которая пелась в 1923–1924 гг.
Обвинитель. Это возможно. Я спрашиваю только, действительно ли эта песня была включена в ваш официальный песенник молодежи?
Ширах. Да.
Обвинитель. Помните ли вы вторую строфу: «В течение многих лет люди были порабощены и направлялись по ложному пути, предатели и евреи господствовали над ними»? Помните ли вы следующие слова в этой песне: «Люди, к оружию!»?
Ширах. Да, но я не знаю точно, было ли это напечатано в песеннике для молодежи.
Обвинитель. Могу вас заверить, что эта песня напечатана в песеннике. Он имеется у нас, и если вы хотите, то можете посмотреть.
Ширах. Это очень известная песня СА, которую пела молодежь. Потому она и помещена в сборнике. Позднее мы издали другие песенники с совершенно другими песнями.
Обвинитель. Да, я собираюсь через минуту перейти к ним. В четвертой строфе, в последней строчке, говорится: «Германия, проснись! Смерть еврейству! Народ, к оружию!» Вы помните эту песню, не так ли? Вы не отрицаете того, что там говорится: «Смерть евреям!»
Ширах. Это ведь та песня, которая начинается словами: «Вы видите зарю на Востоке?».
Обвинитель. Да, правильно.
Ширах. Да.
Обвинитель. В те дни в 1938 году вы по крайней мере думали о будущей военной службе для гитлеровской молодежи; об этом также думал и фельдмаршал фон Бломберг? Именно этот вопрос я желал бы выяснить.
Ширах. Само собой разумеется, что мы как воспитатели заботились о физическом развитии молодежи для того, чтобы они могли быть хорошими солдатами.
Обвинитель. Когда вы и ваши молодежные группы впервые установили с Гитлером деловые отношения? Под словами «деловые отношения» я имею в виду, например, такое мероприятие, как набор молодых людей в бригады СС «Мертвая голова».
Ширах. В соглашении, год заключения которого я не помню, условие о патрульной службе было, кажется, изложено одним из первых. В общем, это не было обеспечением пополнения лишь для соединений «Мертвая голова», а вообще для всех полицейских частей так называемых военных соединений полиции.
Обвинитель. В течение какого времени вы продолжали направлять юношей из вашей организации молодежи в СС? Может быть, вы помните, до какого времени эта программа претворялась в жизнь?
Ширах. Я насильно не гнал молодых людей в СС, а я разрешил СС, как и всякой другой организации, вербовать своих членов среди молодежи.
Обвинитель. Я спросил, когда, по вашему мнению, вы фактически в последний раз оказывали помощь Гиммлеру в наборе юношей из молодежи Германии при помощи вашей молодежной организации?
Ширах. С 1940 года я постоянно стремился к тому, чтобы перевести молодежь в соединения СС. Войска СС производили среди молодежи очень значительную вербовку, которая продолжалась до последнего дня войны.
Обвинитель. Вы, конечно, знали, для какой цели их использовали в конце и в середине войны?
Ширах. Я знал, что все юноши, которые были призваны или добровольно пошли на фронт, должны были сражаться.
Обвинитель. Вы знали о том, что происходило на Востоке, и вы знали, из кого состояла охрана концентрационных лагерей, не так ли?
Ширах. Я знал о событиях на Востоке. О том, что молодежь, которая вступила в войска СС во время войны, использовали для охраны концентрационных лагерей, я не знал.
Обвинитель. Вы не знали, из кого состояла охрана, хотя вы сами посетили два концентрационных лагеря?
Ширах. Когда я заключал это соглашение, я не знал, что Гиммлер осуществлял охран у концентрационных лагерей с помощью соединений «Мертвая голова». Кроме того, тогда я считал концентрационные лагеря чем-то вполне нормальным.

Анатолий БЕРШТЕЙН и Дмитрий КАРЦЕВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru