Я ИДУ С УРОКА
ЗА КУЛИСАМИ ПРОФЕССИИ
Творческому человеку (в том числе
учителю) – чем бы он ни занимался – нередко
приходится слышать: “Ну зачем снова изобретать
велосипед? Ведь есть же методички, учебники,
энциклопедии, ученые труды... Читай, изучай,
руководствуйся. Зачем свою-то картину мира
сочинять?”
Но в том-то и штука, что если человек творческий,
то он не может не изобретать свой велосипед.
Другое дело: что дальше? То ли его серьезные дяди
и тети высекут, как высекли взрослые тех
изобретательных детей из кривинской притчи. То
ли он сам, не хуже тех взрослых, станет своим
велосипедом “сечь” мелюзгу, которая в упор его
гениальное изобретение не видит.
Вот и сегодняшний наш гость. Мысли высказывает
замечательные и очень даже здравые. Но если они
станут поводом, чтобы предъявлять претензии
ученикам, которые не слушают и заняты на уроках
собственными изобретениями, то он окажется в
роли тех самых дядь и теть. Или все-таки в роли
неудобного ребенка, которого взрослые
наказывают за изобретение собственного колеса?
А мы, учителя, в какой из этих двух ролей боимся
оказаться и в какой роли чаще всего оказываемся?
(И как тут, скажите на милость, не вспомнить о
педагогике сотрудничества…)
Вячеслав БУКАТОВ, Мария ГАНЬКИНА
Как остаться слоном и сохранить
посудную лавку?
Не слишком веселые размышления не очень
современного учителя
Мой личный опыт в академической
науке и личный опыт в педагогике привел меня к
некоему представлению о сегодняшней ситуации в
образовании. У меня сложились представления о
том, чему учить детей. Это, с одной стороны,
научная проблема. С другой – индивидуальная,
потому что я знаю чему, но пока не знаю как. А с
третьей стороны... Третья сторона состоит в том,
что эти мои представления о педагогике связаны с
моими индивидуальными попытками в науке что-то
интересное выдумать.
Первый блин
В 1995 году я пришел в школу преподавать биологию с
географией. Пришел в класс. Реакция на мои
рассказы была разная. Первая группа, которая
всегда слушала и соучаствовала, – одни девочки.
Вторая группа, которая никогда не слушала и
никогда не соучаствовала, – это в большинстве
мальчики. Третьи соучаствовали иногда и были
представлены обоими полами. Мне не удалось
заинтересовать эту вторую группу, сдвинуть ее в
сторону осмысления этих предметов. Сыграли роль,
ясное дело, дефекты моей личности. Но и рамки той
школьной программы, в которой они должны были
ориентироваться, чтобы сдавать эти последующие
экзамены у последующих экзаменаторов.
Но я продолжал свои пробы и ошибки. С одной
стороны, я общался с разными детишками, с разной
степенью подготовки. С другой стороны, еще в
Дарвиновском музее я пытался внедряться в эту
наличную систему подготовки, решавшую свои
внутренние проблемы. Внедряться с помощью либо
проведения экскурсий, либо попыток ввязаться в
разговор с министерствами культуры и
образования, либо попыток участия в разговоре на
уровне читателей “Науки и жизни”.
История моего общения с людьми связана с тем, что
происходит в социуме, и с тем, в каком состоянии
наличная система знаний. И это мне
представляется некоторым тупиком, про который
можно отдельно рассказывать…
Национальная идея?..
Когда нам по телевизору или радио в качестве
информации о социуме дают тот поток, который мы
имеем, у меня впечатление, что комментатор живет
в каком-то другом социуме, по крайней мере, что он
ходит в другой магазин, не в тот, в котором я вижу
ценники, а в какой-то другой. И проблемы у него
совсем другие. У него проблемы войны, например,
нет, а есть проблема национальной идеи. А идея эта
между тем проста: в искалеченном ландшафте и при
отсутствии совестливой памяти не может быть
здорового социума. И при этом, заметьте, русская
национальная идея в таком виде не давит
чукотскую или чеченскую.
Лозунг большевиков в 1917 году был такой:
“Превратить империалистическую войну в
гражданскую”. Удалось. Уже сто лет идет.
Вспомним, что сделала война, затеянная
российской властью в 1995 году. Привела к
уничтожению русского населения на Северном
Кавказе и оживила идею исламского джихада среди
людей, чьи отцы были ссыльными в Центральной
Азии. Но при этом у нас как бы нет войны, а есть
проблема национальной идеи. Причем национальную
идею ищут где угодно и почему-то находят
евразийство (а это уже было реализовано и
называлось “Золотая Орда”).
А национальная идея – вот она, лежит, казалось бы,
на поверхности: чистые полноводные реки,
присмотренные дети и совестливая память. И что
еще интересно, каждый компонент триады легко
разворачивается в систему необходимых к
выполнению требований. Полноводных рек не бывает
при сбросе химической и радиоактивной гадости и
истреблении водоохранных лесов. Ухоженные дети
– это маркер здорового состояния социума и
необходимое условие этого здоровья. А и то и
другое невозможно без совестливой памяти. Потому
что если сейчас мои знакомые говорят мне, что
никаких репрессий и украинского голода не было,
то не надо удивляться равнодушию к последствиям
Чернобыля и Чеченской войны. А недавно на
автобусной остановке я разговорился с молодыми
ребятами и упомянул о советской власти, так они
мне заявили: “Никакой советской власти не было”.
Вот эти три практических ориентира и должны бы
направлять образование.
Человечий зверинец
Лагерный социум в летописи Шаламова и социум,
который провидит Оруэлл в безысходном “1984”
году, чрезвычайно близки, буквально
накладываются друг на друга. Хотя Шаламов
выживал на нарах, а Оруэлл сидел в
благоустроенной конторе Би-би-си.
Есть такой замечательный английский зоолог
Десмонд Моррисс, который написал книжку под
названием “Человечий зверинец” – один из
малоизвестных у нас бестселлеров 60-х годов. Он
долгое время работал в Лондонском зоопарке,
который достаточно благоустроен. И вот в этих
хороших очень условиях со зверьми происходит
нечто странное… А вначале наш зоолог написал
работу “Реакция животных, которые лишились
свободы”. Реакция эта состоит в том, что
появляются половые извращения, каннибализм,
попытки самоубийства. И вот в зоопарке
выстраивается полная модель человеческого
общества со всеми его язвами. Получается, что
человеческое общество – это людьми построенный
для себя зверинец (концлагерь). Именно эта
картина – в произведениях Шаламова и Оруэлла.
Происходит это с нашей цивилизацией (и в случае, в
котором живет Шаламов, и в случае, который
вычисляет Оруэлл) при исключении из картины мира
одной, кажущейся необязательной составляющей.
Какой?
Посмотрите на рыбок в аквариуме. Их мир ограничен
стеклом, за которым они видят нечто смутное,
какие-то блики. Иногда сверху падает корм. Иногда
рука извлекает живого или дохлого наверх. Умная
рыбка может все это списать на психологические
ошибки, для других – застеколья просто нет. Но,
по-видимому, представление о благоустроителе
аквариума и застеколья так же присуще человеку,
как и скелет с потрохами. Если этот выход из
трехмерного мира заблокировать, поведение
становится деструктивным, а общество –
патологическим.
При отсечке этой самой компоненты – связи с
Богом – мир с неизбежностью оказывается в
положении рыбок в аквариуме. Или зверей в
зоопарке.
Лицо и... харя науки
Итак, выходит выпускник, успешно освоивший
школьную программу, в жизнь. И где же он
оказывается? На чернобыльской помойке, с которой
ему приходится есть.
Вокруг все горит, разваливается и смердит, а ему
на уши разнообразную информационную лапшу
вешают, объясняя, что либо жиды все украли, либо
американским агрессорам не дает покоя наше
благополучие, либо коммунисты недоработали.
Нужно, дескать, срочно искать куда-то
запропастившуюся национальную идею. И что
соответственно наша история началась не то
вчера, не то позавчера.
И вот здесь мы упираемся в то, что наука,
оказывается, имеет не только свое лицо, но и свою
харю. Когда общественное сознание колеблется
между наукофилией и наукофобией, это объективно
обусловлено тем, что у науки есть некие
особенности, которые делают ее болезни (как
социального института) столь же заметными, как и
болезни государственного искусства и
государственной пропаганды.
Многочисленные академики после чернобыльской
катастрофы подписывали заявления, что в стране
ничего существенного не произошло. Опять
появляются “специалисты”, которые хлопочут без
лишнего шума о повороте северных рек на юг, а
южных – на север… Действенных механизмов,
экспертизы, препятствующей разрушению, нет!
Товарищ Лукашенко просто взял и отменил
Чернобыль в Белоруссии. А между тем любое
радиоактивное пятно там не стоячее, а текучее, со
множеством накопителей, и все это расползается. В
Чернобыле случилась даже не техническая
катастрофа, а чудовищное административное
преступление. Но о преступлении никто не говорит.
Все говорят, что случилась досадная катастрофа:
истопник Вася заснул на котле, котел немножко
перегрелся, и вот случилось. Васю наказали.
Еще у нас на Южном Урале есть такое замечательное
место – речка Теча. Тоже наглядная картинка. В
свое время, когда появилась частичная
горбачевская огласка, то газета “Правда”
поместила фотографию: матери с детишками
протестуют против строительства Челябинской
атомной станции. Детишки несут плакат: “Не хочу
быть мутантом!” А у матери плакат: “Не допустим
второй Хиросимы!” И вот умелый “специалист по
научным вопросам” газеты “Правда” (на газете
была тогда такая шапка: “Правда” – орган ЦК
КПСС, цена 5 коп., – и ясно было насколько там
правды) нам объясняет: какая, мол, неграмотность;
какая ажиотация; как это люди ничего не понимают
в научных проблемах; мальчик, мол, не может стать
мутантом (про роль облучения в образовании
соматических мутаций в онкогенезе обозреватель
“забыл”)... А что касается матери, которая не
желает получить второй хиросимский опыт, опять
же он делает вид, что не знает, что мать-то
пережила первый, что на ее памяти – Кыштым, где
был катастрофический выброс радиоактивных
материалов, сравнимый с чернобыльским (но
засекреченный еще жестче)…
Тень на плетень
На том месте, где я теперь живу (в Ясеневе), до
начала застройки 70-х годов были сельхозугодья.
Если мы отодвинемся еще немножко лет назад, то
увидим три усадьбы с благоустроенными
ландшафтами – парки, пруды. В этом давно обжитом
ландшафте почти до теперешней застройки дожили
лисы и зайцы, сейчас остались крысы и больные
бездомные псы.
Что видят теперешние дети, выглянув в окошко?
Помойку.
То, что в этом мире происходит, определяется
двумя знакомыми, но, к сожалению, затасканными
словами – экономика и экология.
У этих слов есть хорошие русские эквиваленты.
Эко-номика – это на самом деле “домоведЕние”, то
есть ведЕние дома, домоводство. А эко-логия – это
“домовЕдение”, то есть изучение дома, того
места, где мы живем. А дом давно расширился за
пределы прибранной квартиры с евроремонтом,
вышел за пределы развороченной новостройкой
территории поселка или города и включил обширную
территорию с акваториями между Чернобылем,
уральским Кыштымом и новоземельским ядерным
полигоном (как ни кривись и ни отворачивайся,
дом-то наш – Чернобыль!). Вот бы тут кстати
оказалась национальная идея благоустроения дома
– “рекультивация Чернобыля”, или (что то же
самое) “сбережение народа” (о котором Шувалов
хлопотал перед Елизаветой Петровной, а
Солженицын пытался заинтересовать
телезрителей).
Но русские эквиваленты не используют, потому что
тогда будет виден смысл. Непонятная
терминология, шаманская дистанция – это тоже
один из знаков социума. Не душегуб, а киллер. Не
продажность, а коррупция. Не мiр, а социум. Не
вымогатель, а рэкетир.
В науке есть неизбежное качество социального
института – давление социального заказа и
инстинкт самосохранения, когда личность
раздваивается (вернее, распадается натрое):
думать одно, говорить другое, делать третье. У
каждого дети, не обманешь – не продашь, а чтобы
продавать, нужно наводить тень на плетень.
Неизбежность мифотворчества
Преподаем как бы начала наук. А эти самые начала
определяются тем, как наука в данный момент
выглядит и как социальные заказчики
представляют себе, куда бы это можно было
приставить. Но научную картину строит не только
исследователь, допекаемый заказчиком, но и
психологическая неизбежность мифотворчества.
Простенький пример. Фоменко вроде бы интересную
игрушку придумал – астрономические маркеры,
через которые можно хронологию исторических
событий подкорректировать. А еще он решил, что
постоянные повторы ситуаций в истории можно
считать не повторами подобного поведения разных
людей в подобных ситуациях, а повторным
пересказом одного события. Выходит, повторы
можно убрать, укоротив соответственно череду
веков.
Как допущение все это чрезвычайно интересно,
пока частная научная модель не превращена в
универсальную отмычку – фомку. Пародией, стёбом
можно бы натолкнуть на размышления. Какие-то
ученые люди в XIX веке написали очень серьезную
работу о том, что Наполеона не существовало, что
это просто вариант астрального мифа о движении
солнца по небу. Где гибнет Наполеон? На Западе, в
далеком океане. А перед этим он идет туда с
Востока, в окружении 12 маршалов – знаков Зодиака.
Или вот еще пример – недавний прекрасный миф
покойного Курёхина о Ленине-грибе.
Стеб полезен против напыщенности. Но нам забавно
до тех пор, пока апологеты не начинают говорить,
что все остальное обман. Выступает по телевизору
какой-то из соавторов Фоменко и лепит свою
концепцию в прямой эфир. Мальчик спрашивает: “А
вот нас на экскурсию водили, берестяные грамоты
показывали – это все обман?” – “Конечно,
обман”. История вся придумана. История
позавчерашнего дня была только вчерашняя. Иисус
Христос жил в XII веке в Константинополе. Тамерлан,
Чингизхан и Димитрий Донской – это одно лицо.
Куликовская битва происходила на Куличках в
Москве – там, где храм Всех Святых. И так далее.
Происходит неправомерная экстраполяция. Можно
посчитать, что если я иду по прямой со скоростью
четыре км в час, то через десять часов я сделаю
сорок. Можно посчитать, за сколько при этой
скорости я обойду Землю. Но при этом я игнорирую
то, что есть еще океаны, есть горы, границы и
прочее, не позволяющее мне двигаться по прямой с
этой скоростью.
Горькая альтернатива
Когда я учился в университете, то проблема сдачи
экзамена по философии состояла в следующем. Или я
говорю то, что думаю, и получаю негативный
результат. Или я говорю то, что мне говорить
противно, и получаю позитивный результат.
Соответственно в преподавании тот же расклад.
Либо я рассказываю, как для меня выглядит мир
живой и неживой (при этом, конечно, нуждаясь в
свободном обращении с программой и терпимости к
этим взглядам в обществе), не кривлю против
истины, но дети получают ориентиры, затрудняющие
прохождение всяческих государственных тестов.
Или я говорю то, что мне противно, зато у детей
меньше проблем с тестами, экзаменами и прочими
взаимоотношениями с государством.
Утилитарная сторона преподавания биологии, о
которой я говорю и которая мне противна, с
середины 20-х годов была ориентирована на одно –
сформировать материалистическое атеистическое
мировоззрение. И оно было сформировано. Поэтому
большинство граждан, которые сейчас одной рукой
держат партийный билет за пазухой, а другой
свечку ставят, – неверующие. Никто программу их
партии не отменял. А в программе изначально
написано, что коммунист – это атеист.
Индивидуальный ковчег
Человек, выйдя из материнской утробы, попадает в
не очень дружелюбный социум и должен с помощью
образователей, педагогов, воспитателей,
докторов, учителей, священников как-то в нем
благоустроиться, построить свой индивидуальный
дом – ковчег.
Мы долгое время тешили себя сказками о светлом
будущем, о бесконечной, ничем не нормированной
приспособительной эволюции, о единственно
верной научной картине мира, о прогрессивных
классах и партиях, о созидательных революциях. Но
проблема осталась: человек за свою жизнь должен
посадить дерево, построить дом и вырастить
наследника. Вот три компонента благоустройства
индивидуального обиталища – своего ковчега
среди столь же подверженных всем ветрам
индивидуальных ковчегов других людей. И все это в
пределах единого человеческого большого ковчега
– Планеты, которая, в свою очередь, ведома
какими-то своими путями внутри суперковчега –
Мироздания.
Что необходимо, чтобы построить свой ковчег?
Нужно, во-первых, иметь представление о том, куда
мы попали. А во-вторых, иметь представление о том,
как соотносится твой язык с языками социума и
языками природы (словарный и понятийный запас
можно пополнить, но можно и растерять).
Вертикальный ряд
Итак, на выходе из школы мы должны иметь некую
целостную картину дома, в котором мы живем. И
соответственно создавать картину своего
поведения (как остаться слоном и сохранить
посудную лавку). Эта картина должна
формироваться, во-первых, из объективно
наблюдаемых устройств этого дома, а во-вторых, из
представлений о том, чего мы в данный момент не
видим. Ну, например, мы не видим, как наш дом за
горизонтом устроен или куда проваливается
недавно положенный асфальт.
В конце XX века был такой идеологический перелом,
который оправдывает все расходы на космические
полеты, которые позволяют человеку увидеть
целиком этот самый свой дом – Землю. Человек
увидел. И сразу появилась такая зрительная
картинка: Земля – это космический корабль с
ограниченными ресурсами. И как только мы выходим
на эту картинку, то вот тогда и домоведение
(экология), и домоведение, домоводство (экономика)
сочетаются в нашей голове.
Ну а кроме того, в обеих реальностях, видимой и
невидимой, есть то, что их соединяет, – выход
наверх и одновременно в глубь собственной души.
Этот вертикальный ряд присутствует в психике
человека и предполагает Творца, который к тебе
небезразличен и с которым можно вести диалог.
Можно описывать все это словами, можно рисунками,
моделями, компьютерной графикой, экспонатами
музеев и книгохранилищ… Во всяком случае, о
существовании равноценных описаний
происходящего вокруг надо как минимум говорить
– и чем раньше, тем лучше. Ну а в идеале –
обживать эти модели. Где и как? Школа
консервативна, загружена социальным заказом и
прочими обстоятельствами (у государства пока
другие проблемы, сиюминутные, неотложные и к
“сбережению народа” не относящиеся). Но ведь
кроме школы есть библиотека, интернет, лекторий и
музей, каждый со своими возможностями и
требованиями к потребителю…
Вадим ФЕДОРОВ,
кандидат биологических наук
Диктофонная запись
Марии ГАНЬКИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|