Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ПЕРЕД ВЫБОРОМ

«Не представляю, как люди учатся по обычным программам…»
На форуме одного из образовательных центров старшеклассники поделились своими взглядами на образование

В московском экспериментальном учебном комплексе “Школа развития” одна из главных целей – освоение различных способов самообразования: проектирование, целеполагание, планирование, работа с информацией… Уже в десятом классе ребята частично осваивают учебную программу за одиннадцатый, и это позволяет освободить время для работы по индивидуальным программам: на протяжении последнего года учебы ученики обязаны посещать не более трех уроков в день...
Руководитель “Школы развития” Алексей Воронцов предложил старшеклассникам и выпускникам обсудить, в чем они видят достоинства и недостатки реализуемой у них модели старшей школы. Подчеркнуто прагматические рассуждения ребят о ценности придуманной Алексеем Воронцовым и его коллегами образовательной модели заставили педагогов серьезно задуматься...

– Что касается системы обучения, то задумка, безусловно, очень хорошая. Но создавать индивидуальные программы образования трудно, потому что сложно получить нужную информацию.

– Если говорить про систему обучения в нашем комплексе, то она меня вполне устраивает, потому что 10 и 11 классы очень рационально распределяют нагрузку.
Однако поскольку такой эксперимент для нас (лично для нашего класса) в первый раз, то не совсем понятны такие требования, как самостоятельное представление графика изучения предметов для подготовки. Во-первых, программу и список приблизительных тем мы можем получить лишь в начале октября, потому что репетиторы и курсы начинают работать как раз с этого времени. Плюс мы, будучи учениками старшей школы, не можем точно составить программу повторения материала должным образом, да еще и указать в ней точные сроки изучения каждой темы. В этом вопросе нам требуется помощь учителей, разбирающихся в этом гораздо лучше.

– Наша программа позволяет научиться многим важным навыкам: умению писать курсовые работы, рефераты, работать с информационными источниками. В вузе все это требуют, но «уже не учат», а в большинстве школ – «еще не учат».

– Я могу сравнивать, как это происходит в нашем комплексе и в частной школе (не буду уточнять, в какой именно), работающей по традиционной программе. В этой частной школе в классе не более 10 человек, но на уроке в 11 классе сидят только два человека. Где же остальные? На курсах, «болеют» (а на самом деле – на частных уроках) и т.д.
Что же делать бедному учителю? Рисовать отметки за бездарные доклады и бессмысленные рефераты?
С другой стороны, как не понять загруженных до предела старшеклассников: «Какой-такой Дарвин? Какая наследственность? Да оно мне нужно? Я же иду в “вышку”!»
Поэтому я уверена, что наш вариант просто идеален. Он дает много свободного времени в 11 классе и не напрягает большим объемом домашних заданий.

Дорогие старшеклассники!
Огромное спасибо тем, кто принял участие в обсуждении образовательного процесса в нашей старшей школе. Ваши замечания и предложения мы с педагогическим коллективом обязательно обсудим и учтем. Но у меня возникает еще больше вопросов к вам:
1) Что вас интересует в этом возрасте кроме подготовки в вуз?
2) Что может дать вам старшая школа кроме знаний и умений по отдельным учебным предметам?
3) Что, возможно, пока не смогла дать вам наша старшая школа?
4) Должна ли быть школа придатком вуза, а вуз – диктовать условия образования в школе? Или школа может быть особым пространством, где старшеклассник решает не только проблемы обучения, но и еще что-то такое для себя, без чего не может быть дальнейшей полноценной жизни?
5) В каких формах и какими способами, средствами может строиться образование старшеклассника? Каких форм и способов вам не хватает?
Каких умений и способностей вам не хватает для создания и реализации вашей индивидуальной образовательной программы?
6) Что не смогла пока сделать наша школа в период до 9 класса, чтобы в 10–11 классах вы могли легче выйти на процесс фактического самообразования через индивидуальные образовательные программы?

Алексей ВОРОНЦОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru