ШКОЛА ПЕРЕД ВЫБОРОМ
«Не представляю, как люди учатся по
обычным программам…»
На форуме одного из образовательных
центров старшеклассники поделились своими
взглядами на образование
В московском экспериментальном учебном
комплексе “Школа развития” одна из главных
целей – освоение различных способов
самообразования: проектирование, целеполагание,
планирование, работа с информацией… Уже в
десятом классе ребята частично осваивают
учебную программу за одиннадцатый, и это
позволяет освободить время для работы по
индивидуальным программам: на протяжении
последнего года учебы ученики обязаны посещать
не более трех уроков в день...
Руководитель “Школы развития” Алексей Воронцов
предложил старшеклассникам и выпускникам
обсудить, в чем они видят достоинства и
недостатки реализуемой у них модели старшей
школы. Подчеркнуто прагматические рассуждения
ребят о ценности придуманной Алексеем
Воронцовым и его коллегами образовательной
модели заставили педагогов серьезно
задуматься...
– Что касается системы обучения, то
задумка, безусловно, очень хорошая. Но создавать
индивидуальные программы образования трудно,
потому что сложно получить нужную информацию.
– Если говорить про систему обучения в нашем
комплексе, то она меня вполне устраивает, потому
что 10 и 11 классы очень рационально распределяют
нагрузку.
Однако поскольку такой эксперимент для нас
(лично для нашего класса) в первый раз, то не
совсем понятны такие требования, как
самостоятельное представление графика изучения
предметов для подготовки. Во-первых, программу и
список приблизительных тем мы можем получить
лишь в начале октября, потому что репетиторы и
курсы начинают работать как раз с этого времени.
Плюс мы, будучи учениками старшей школы, не можем
точно составить программу повторения материала
должным образом, да еще и указать в ней точные
сроки изучения каждой темы. В этом вопросе нам
требуется помощь учителей, разбирающихся в этом
гораздо лучше.
– Наша программа позволяет научиться многим
важным навыкам: умению писать курсовые работы,
рефераты, работать с информационными
источниками. В вузе все это требуют, но «уже не
учат», а в большинстве школ – «еще не учат».
– Я могу сравнивать, как это происходит в нашем
комплексе и в частной школе (не буду уточнять, в
какой именно), работающей по традиционной
программе. В этой частной школе в классе не более
10 человек, но на уроке в 11 классе сидят только два
человека. Где же остальные? На курсах, «болеют» (а
на самом деле – на частных уроках) и т.д.
Что же делать бедному учителю? Рисовать отметки
за бездарные доклады и бессмысленные рефераты?
С другой стороны, как не понять загруженных до
предела старшеклассников: «Какой-такой Дарвин?
Какая наследственность? Да оно мне нужно? Я же иду
в “вышку”!»
Поэтому я уверена, что наш вариант просто
идеален. Он дает много свободного времени в 11
классе и не напрягает большим объемом домашних
заданий.
Дорогие старшеклассники!
Огромное спасибо тем, кто принял участие в
обсуждении образовательного процесса в нашей
старшей школе. Ваши замечания и предложения мы с
педагогическим коллективом обязательно обсудим
и учтем. Но у меня возникает еще больше вопросов к
вам:
1) Что вас интересует в этом возрасте кроме
подготовки в вуз?
2) Что может дать вам старшая школа кроме знаний и
умений по отдельным учебным предметам?
3) Что, возможно, пока не смогла дать вам наша
старшая школа?
4) Должна ли быть школа придатком вуза, а вуз –
диктовать условия образования в школе? Или школа
может быть особым пространством, где
старшеклассник решает не только проблемы
обучения, но и еще что-то такое для себя, без чего
не может быть дальнейшей полноценной жизни?
5) В каких формах и какими способами, средствами
может строиться образование старшеклассника?
Каких форм и способов вам не хватает?
Каких умений и способностей вам не хватает для
создания и реализации вашей индивидуальной
образовательной программы?
6) Что не смогла пока сделать наша школа в период
до 9 класса, чтобы в 10–11 классах вы могли легче
выйти на процесс фактического самообразования
через индивидуальные образовательные программы?
Алексей ВОРОНЦОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|