Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ПЕРЕД ВЫБОРОМ

Ресурсы для строительства себя
Находить их старшеклассников учат в томской школе «Эврика-развитие»

Cегодня школа продолжает оставаться институтом, где ответственность за образование ребенка несет педагог. Но общественная жизнь требует от человека другого. Здесь необходимо умение работать в ситуации неопределенности, способность делать осмысленный выбор.
На наш взгляд, юноша или девушка может многое понять про себя в процессе проб в различных сферах деятельности, определения своих индивидуальных предпочтений и выстраивания на этой основе индивидуальных образовательных программ.

Допустим, какой-то старшеклассник решил создать собственный сайт и именно вокруг этой задачи построить свою индивидуальную образовательную программу. Он делает первую пробу – создает проект сайта и представляет заявку на проходящий в школе «Фестиваль идей». Здесь он получает различные экспертные суждения, на их основании дорабатывает проект и вступает во взаимодействие с другими сайтостроителями школы. А затем предлагает свой сайт на Сибирской молодежной ассамблее «Возможности поколения и индивидуальные шансы», где сайтостроение является частью программы.
Другой ресурс – это профильное учебное пространство школы. В 10 классе учащийся выбирает профильное направление и набирает некоторое количество элективных курсов. Больше того, он может вообще отказаться от части предметов, включенных в учебное расписание, и сказать: «Я это сдам экстерном!» Но, к сожалению, наше педагогическое сознание пока еще не готово к тому, чтобы ребенок брал ответственность за свое образование на себя. Слишком сильно традиционное представление о том, что ученик должен ходить в школу и посещать все уроки.
Важно отметить, что в нашей школе организована специальная деятельность, нацеленная на формирование у ученика образа будущего: тьюторская и психологическая консультации, экскурсии, ток-шоу с успешными профессионалами, стажировки на рабочих местах, специальное моделирование образов будущего, имеющих отношение к профессиональному самоопределению.
А если кто-то все же затрудняется с самоопределением? Тогда ребенок использует другие возможности школы. Он говорит, к примеру: «Я хочу провести исследование того, как происходило профессиональное самоопределение у состоявшихся людей».
Мы полагаем, что, организуя работу подобным образом, школа позволяет ребенку сформировать определенное представление о дальнейшем образовании и сделать неслучайный выбор вуза.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что самоопределение в профессии для нас не цель, а средство. Мы отдаем себе отчет в том, что сейчас срок жизни профессии может быть короче срока жизни человека. Поэтому самым главным является не самоопределение в конкретной профессии, а самоопределение в своем образе будущего.
Главный результат старшей школы в нашем понимании состоит в том, что ребенок учится исследовать имеющийся у него образовательный ресурс, пользоваться им для достижения собственных целей, а в дальнейшем учится работать с ним самостоятельно.

Лариса АТРОПЯНСКАЯ,
заведующая кафедрой старшей школы
«Эврика-развитие»
Томск


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru