ШКОЛА ПЕРЕД ВЫБОРОМ
Ресурсы для строительства себя
Находить их старшеклассников учат в
томской школе «Эврика-развитие»
Cегодня школа продолжает оставаться
институтом, где ответственность за образование
ребенка несет педагог. Но общественная жизнь
требует от человека другого. Здесь необходимо
умение работать в ситуации неопределенности,
способность делать осмысленный выбор.
На наш взгляд, юноша или девушка может многое
понять про себя в процессе проб в различных
сферах деятельности, определения своих
индивидуальных предпочтений и выстраивания на
этой основе индивидуальных образовательных
программ.
Допустим, какой-то старшеклассник решил создать
собственный сайт и именно вокруг этой задачи
построить свою индивидуальную образовательную
программу. Он делает первую пробу – создает
проект сайта и представляет заявку на проходящий
в школе «Фестиваль идей». Здесь он получает
различные экспертные суждения, на их основании
дорабатывает проект и вступает во
взаимодействие с другими сайтостроителями
школы. А затем предлагает свой сайт на Сибирской
молодежной ассамблее «Возможности поколения и
индивидуальные шансы», где сайтостроение
является частью программы.
Другой ресурс – это профильное учебное
пространство школы. В 10 классе учащийся выбирает
профильное направление и набирает некоторое
количество элективных курсов. Больше того, он
может вообще отказаться от части предметов,
включенных в учебное расписание, и сказать: «Я
это сдам экстерном!» Но, к сожалению, наше
педагогическое сознание пока еще не готово к
тому, чтобы ребенок брал ответственность за свое
образование на себя. Слишком сильно традиционное
представление о том, что ученик должен ходить в
школу и посещать все уроки.
Важно отметить, что в нашей школе организована
специальная деятельность, нацеленная на
формирование у ученика образа будущего:
тьюторская и психологическая консультации,
экскурсии, ток-шоу с успешными профессионалами,
стажировки на рабочих местах, специальное
моделирование образов будущего, имеющих
отношение к профессиональному самоопределению.
А если кто-то все же затрудняется с
самоопределением? Тогда ребенок использует
другие возможности школы. Он говорит, к примеру:
«Я хочу провести исследование того, как
происходило профессиональное самоопределение у
состоявшихся людей».
Мы полагаем, что, организуя работу подобным
образом, школа позволяет ребенку сформировать
определенное представление о дальнейшем
образовании и сделать неслучайный выбор вуза.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что
самоопределение в профессии для нас не цель, а
средство. Мы отдаем себе отчет в том, что сейчас
срок жизни профессии может быть короче срока
жизни человека. Поэтому самым главным является
не самоопределение в конкретной профессии, а
самоопределение в своем образе будущего.
Главный результат старшей школы в нашем
понимании состоит в том, что ребенок учится
исследовать имеющийся у него образовательный
ресурс, пользоваться им для достижения
собственных целей, а в дальнейшем учится
работать с ним самостоятельно.
Лариса АТРОПЯНСКАЯ,
заведующая кафедрой старшей школы
«Эврика-развитие»
Томск
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|