ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
ПОВЕСТКА ДНЯ
Получить сложно, потратить невозможно
Похоже, президентские премии косвенно
подталкивают учебные учреждения к смене
организационно-правового статуса
Правительство заявляет, что
президентские премии для школ и вузов должны
повлечь за собой смену организационно-правового
статуса образовательных учреждений. Иначе, по
мысли правительственных чиновников,
«премиальные» будут расходоваться неэффективно.
Уже создан законопроект об АУ – автономных
учреждениях.
Однако, как выяснилось на заседании
общественного совета по образованию при
профильном комитете Думы, прошедшем под
патронажем фракции «Единая Россия», директора и
ректоры относятся к своей будущей автономности
резко отрицательно.
За спорами о том, как отбирать лучшие
школы и лучших учителей на президентские премии,
как-то совсем забылось, что В.Путин пообещал
награждать еще и высшие учебные заведения.
Тридцать вузов должны получить по пятьсот
миллионов рублей каждый. Естественно, когда на
кону такая сумма, вопрос о критериях отбора
приобретает особенную значимость.
– Сегодня разработан перечень критериев, в
котором сорок семь позиций, – рассказала
начальник отдела стандартов и программ
профессионального образования Департамента по
государственной политике в сфере образования
Нелли Розина. – Планируется сократить его до
десяти–пятнадцати пунктов, оставив только самые
значимые.
Впрочем, некоторые вузы не попадут в число
претендентов на полмиллиарда. В министерстве
считают, что право участвовать в конкурсе должны
иметь только технические, медицинские и
сельскохозяйственные вузы.
Из объяснений Нелли Розиной было не очень
понятно, на каком основании были выдвинуты
именно эти категории вузов. То ли как наиболее
продвинутые, то ли как ведущие подготовку кадров
по самым значимым специальностям.
Естественно, такие перспективы ректоров не
устраивают. Особенно если учесть, что в России
около 600 государственных вузов. А премии получат
лишь 30. К тому же ректоры периферийных вузов
уверены, что им деньги уж точно не достанутся.
– Метод государственной поддержки системы
образования, предлагаемый в рамках нацпроекта,
на деле окончательно ее добьет, – заявил ректор
Кабардино-Балкарского государственного
университета Барасби Карамурзов. – Как правило,
самые сильные вузы расположены в Москве и
Санкт-Петербурге. Их поощрят, они продолжат
процветать. А на повышении качества образования
в отрасли в целом это никак не скажется.
Представители «Единой России» согласились на
компромиссное предложение: отбирать вузы по
регионально-отраслевому принципу. То есть
главное требование – чтобы лауреаты были
эталоном в подготовке специалистов
определенного профиля в масштабах региона или
федерального округа.
Тут же посыпались предложения расширить список
претендентов за счет педагогических и
экономических вузов.
– В любом случае имеет смысл увеличить число
награжденных вузов до 50–60, даже за счет
уменьшения размера премий, – высказался
проректор ГУ ВШЭ Борис Рудник. – Все равно вузы
не в состоянии освоить такие громадные деньги.
Возможны неэффективное использование средств и
коррупционные скандалы.
Однако правительство настроено иначе: изменить
не размер премий, а организационно-правовые
формы вузов и школ. Об этом говорится в докладе
премьер-министра М.Фрадкова «О мерах по
реализации приоритетного национального проекта
в сфере образования». Тогда, по мысли
правительственных чиновников, деньги можно
будет осваивать быстрее и эффективнее.
Однако ректоры и профсоюз работников народного
образования и науки выступают против перевода
бюджетных образовательных учреждений в
автономные.
Представители Минэкономразвития, Минобрнауки и
«Единой России» пытались убедить оппонентов, что
законопроект расширит автономию вузов,
хозяйственную самостоятельность и свободу
экономической деятельности, избавит их от
неудобного сметного финансирования.
– При этом в законе прописаны механизмы, не
допускающие банкротства и приватизации, –
объяснила сотрудница Минэкономразвития Ольга
Маркова, предупреждая главные опасения ректоров.
От банкротства образовательные учреждения
спасет новая управляющая структура –
наблюдательный совет, который должен быть у
каждого вуза. Любая крупная сделка, влекущая риск
банкротства, может быть проведена вузом только с
одобрения совета.
Приватизация невозможна в силу Закона «Об
образовании», согласно которому имущество
государственных муниципальных учреждений не
может быть передано в частную собственность.
Все это на первый взгляд звучит ясно и логично,
если не принять во внимание тот факт, что даже
после многочисленных правок и согласований суть
законопроекта осталась прежней: государство в
лице учредителя не несет субсидиарной
ответственности за автономные учреждения.
А может ли учреждение, реализующее
конституционные гарантии, обходиться без
субсидиарной ответственности государства?
Секретарь ЦК профсоюза работников народного
образования и науки Владимир Лившиц и ректор
Пятигорского государственного лингвистического
университета Юрий Давыдов напомнили о том, что
Российский союз ректоров (РСР) в своем экспертном
заключении от 28.09.2005 года предлагает исключить
сферу образования и науки из-под юрисдикции
законопроекта об АУ.
«Законопроект существенно ограничивает
правоспособность и дееспособность вузов по
сравнению с обычным государственным
муниципальным учреждением», – говорится в
заключении.
На практике это означает вот что.
Распоряжаться средствами, а также недвижимым и
особо ценным движимым имуществом автономное
учреждение сможет только с согласия
собственника-учредителя.
При этом учредитель освобождается от
ответственности по гражданского-правовым
обязательствам АУ. А само учреждение будет
отвечать всем своим имуществом, за исключением
недвижимого и особо ценного движимого.
Также эксперты РСР полагают, что не стоило
наделять правом преобразовать бюджетное
учреждение в автономное местные власти.
Наконец, в законопроекте не определены механизмы
финансирования АУ – продекларировано только,
что средства из соответствующих бюджетов,
государственных внебюджетных фондов и иных
источников, не запрещенных законом, «должны
перечисляться в форме субвенций, субсидий». На
размытость этой формулировки обратила внимание
депутат Валентина Иванова, рекомендовав
разработчикам из Минэкономразвития просчитать
конкретные нормативы финансирования в
зависимости от профиля вузов и осуществляемых в
них направлений подготовки.
Для учреждений, находящихся в муниципальном и
региональном ведении (а закон распространяется
на всю систему образования – от детсадов до ИПК),
соответственно будут установлены свои
нормативы. А если бюджетных средств не хватит,
доплачивать придется потребителям
образовательных услуг...
Законопроект «Об автономных учреждениях» уже
находится в правительстве и согласован со всеми
органами исполнительной власти.
Различные ведомства, в том числе Минобрнауки,
готовят многочисленные нормативные акты во
исполнение законопроекта, который, по прогнозам
экспертов РСР, приведет «к прекращению
фактической деятельности» учреждений
образования и науки или «превращению их в
коммерческие по сути организации, целью
деятельности которых является не реальная
забота о благе государства и его граждан, а
получение максимальной прибыли».
Ольга ДАШКОВСКАЯ
У образовательных учреждений есть право
самостоятельно распоряжаться бюджетными
и внебюджетными средствами. Необходимо только
внести изменения в Гражданский, Налоговый,
Бюджетный кодексы для того, чтобы это право
реализовать на практике.
А создавать новый закон
об автономных учреждениях, требующий еще больше
изменений и дополнений
в действующее законодательство,
нецелесообразно.
Юрий Давыдов, ректор
Пятигорского государственного лингвистического
университета
Не надо шарахаться от слова «смета» как
от пережитка прошлого. Массовый
вуз должно финансировать региональное (или даже
местное) сообщество.
Что опять-таки не требует федерально-нормативной
риторики, а обеспечивается стандартными
приемами
расчета затрат и результатов.
Леонид Гребнев, директор Института
комплексных исследований образования МГУ
им. М.В.Ломоносова
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|