ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Путь к обрыву
Кто примет на себя ответственность за
выход из кризиса современной цивилизации?
Почему мы приближаемся к крутому
повороту – глобальной бифуркации? В ком или в чем
причина неустойчивости нашего состояния? Где
враг?
Первый обвиняемый, который приходит в голову, –
это технология. Но было бы чудовищным упрощением
возлагать на нее вину за предстоящую нам
нестабильность. Технология делает именно то, что
от нее ожидают лица, принимающие решения, и
потребители. Для мальчишки с новым молотком в
руке, говорил Марк Твен, все вокруг выглядит, как
гвоздь. В своем ребяческом энтузиазме, получая в
свои руки все новые и новые молотки, один лучше
другого, мы работали ими налево и направо, вверху
и внизу, создав при этом немало новых вещей, но
заодно разбив и несколько старых. Возникшие
проблемы было бы неверно приписывать
недостаткам нашего молотка – они возникли
вследствие того, что мы принимали за гвозди вещи,
которые не следовало трогать.
Те, кто формирует мнения и принимает решения, не
слишком далеко ушли в своем развитии от
маленького мальчика с молотком в руке: они все
еще разделяют глубокую веру в мощь технологии.
Новые технологии на основе энергоемких
исследований и разработок дестабилизировали
социальные и экономические системы и вывели
окружающую среду на опасный рубеж шаткого
равновесия. Но энергоемкие исследования и
разработки за редкими исключениями заимствовали
свои базы данных у науки. Может быть, наука и
несет в конечном счете ответственность за все
наши проблемы?
Но наука не создает невыносимые ситуации
умышленно. Ученые – не злые гении,
вознамерившиеся уничтожить мир. Они могли
действовать безответственно, провозглашая свою
нейтральную роль в обществе, но они не
действовали в одиночку.
Реальная проблема состоит не в поиске виновных
за уже содеянное, а в том, чтобы взять на себя
ответственность за исправление допущенных
ошибок.
То, что у большинства современных людей
доминирует левое полушарие и они мыслят линейно,
в терминах причин и следствий, в значительной
мере обусловлено влиянием особой формы
рационализма, которая, почти полностью исчезнув
с передовых рубежей современных наук, глубоко
укоренилась в сознании нашего века. Последствия
этого многочисленны. К их числу относится та
форма прагматизма, которая отказывается
заглядывать глубже поверхности вещей, за рамки
того, что мы видим и осязаем, покупаем и продаем и
в конечном счете выбрасываем.
Как ни странно это может показаться на первый
взгляд, искусство было и продолжает оставаться
столь же мощным действующим началом. Искусство
весьма тонко влияет на то, как мы воспринимаем
окружающий мир, как мы думаем и как относимся
друг к другу. Оно окружает нас со всех сторон: оно
таится в архитектуре домов, в которых мы живем и
работаем, в форме продуктов, которые мы
потребляем, в мелодиях, которые мы напеваем, в
романах, которые мы читаем, в трагедиях и
комедиях, которые мы смотрим по телевидению и на
киноэкранах. И то, что мы не стали
бесчувственными роботами, лишенными разума
компьютерами под влиянием нашей концепции
научной рациональности, в немалой мере
обусловлено постоянным присутствием искусства в
повседневной жизни.
Религия – третья, не менее важная сила,
формирующая умонастроение нашего века. Наше
чувство высшего смысла и значения, наше
восприятие истинно важного и ценного и даже наше
чувство священного, столь сильное во всех старых
обществах, и то, что мы не чувствуем себя
окончательно потерянными даже сегодня, – всему
этому придают форму системы верований великих
мировых религий. Мы можем не принадлежать ни к
одному из вероучений, не посещать церковь, и все
же мы разделяем религиозные, мистические или
мифические ценности и мировоззрения.
Наш век сформирован институтами и методами
образования. Образование само по себе не есть
источник ценностей, знания и типов поведения; оно
лишь передает их; и то, что оно отбирает для
передачи, обретает особое значение. Стремясь
познать вещи, мы расчленяем их, слишком высоко
ценим специализацию, не чувствуем
ответственности перед грядущими поколениями,
считаем себя отличными от других наций и даже
ощущаем некое превосходство над ними, полагаем,
будто мы отделены, отрезаны от природы, – все это
последствия того, как нас учили в школе и как
формировалась наша личность под воздействием
неформального и непрестанного образования в
последующей жизни.
Наука и искусство, религия и образование сыграли
решающую роль в формировании современности. Они
должны осознать это и не забывать о своей
социальной значимости. В этом отношении им еще
далеко до зрелости. Большинство ученых далеки от
забот рядовых граждан и потеряли контакт даже с
теми своими коллегами, которые работают в других
областях. Современные деятели искусства
оторвались от действительности в еще большей
мере. Высокое искусство порвало узы, связывающие
его с популярным, и предоставило последнему
полное право решать вопросы социальной
значимости. Церкви, храмы и синагоги больше
озабочены тем, как сохранить собственную
целостность и одолеть противоборствующие
религиозные группировки, чем попечением о душе
своих собратьев по вере. Существующие ныне
учебные заведения действуют так, словно мир
может быть четко разделен на независимые и
суверенные нации-государства – на “мою страну”
и на остальной мир.
Сообщества технологов, ученых, деятелей
искусства, религиозные объединения и те, кто
трудится на ниве просвещения, должны отринуть
свои узкие интересы и приложить усилия ради
построения нового, более гуманного и пригодного
для жизни мира.
Нестабильность и, следовательно, грядущая
бифуркация наших социоэкономических систем
имеют глубокие корни. Лидерство современных
обществ не может свести на нет или обратить
вспять историческую тенденцию, но в его силах
сделать бифуркацию, к которой оно ведет, менее
неожиданной и болезненной. Такое развитие
событий было бы весьма достойной целью.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|