Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Дети, которые сегодня учатся в школе Френе

Дети, которые сегодня учатся в школе Френе
Во Франции прошел 47-й Международный конгресс педагогов, увлеченных идеями Селестена Френе. Участвовали в нем и российские учителя. Правда, было их на конгрессе, к сожалению, немного. Из Саратова и из Москвы. Имя Френе не столь известно у нас, как имена других реформаторов школы – таких как Монтессори или Штайнер... А между тем педагогика Френе не требует дорогостоящих материалов, немедленной отмены классно-урочной системы и обязательной программы. Она вполне применима в обычной школе, поскольку предполагает массу вариантов, целый спектр возможностей. А учитель сам выбирает меру допустимого, ту степень свободы, к которой он готов именно сегодня.
На открытии конгресса Катрин Шабрун, президент Института современной школы, сказала:
– В начале ХХ века Френе поразился тому, как мало людей видят сложность и противоречивость мира. И понял, что только образование, которое соединяет знания и человека в процессе живой деятельности, может дать понимание этой противоречивости. А значит, и возможность осознанно строить свою жизнь и наш мир.
События последних дней, погромы в мирных французских провинциях, бессмысленная агрессия толпы молодых людей, направленная в первую очередь, что показательно, против школьных автобусов, зданий, библиотек, заставили и самих французов, и весь мир снова задуматься о роли образования в поддержании хотя бы относительного порядка.
На конгрессе прозвучала цифра – во Франции 3 тысячи педагогов считают себя продолжателями идей Френе. Но большинство по-прежнему уверено, что единые нормы необходимы детям. Не их ли выпускники жестоко и решительно заявили сегодня о своем нежелании быть как все, мириться с беспросветным существованием. И одновременно – о своем неумении добиваться цели цивилизованными методами, принимать ответственные решения. Вероятно, французская школа учтет это заявление. Остальным, наверное, лучше учиться на чужих ошибках.
Анри ЛАНДРУА
перевод с французского Р. КУРБАТОВА

В пространстве класса

Работа учителя в системе Френе строится на общих принципах, а не на одинаковых для всех методических приемах

Постараемся понять, как организована здесь работа. Маленькое уточнение: идеального класса Френе не существует. Можно увидеть лишь классы, где применяются те или иные техники. И все же класс Френе не перепутаешь с обычным.

Проекты

Тема, над которой будет работать группа, предлагается учителем или самими учениками. Из всех предложений выбирается одно, составляется план, уточняется содержание и определяется время на выполнение проекта. Работа выполняется всеми детьми сообща; преподаватель, будучи гарантом выполнения принятых решений, при необходимости дает импульсы к работе и подпитывает детский интерес. Некоторые виды работ проходят в маленьких группах (при этом нарушается единство класса) или в командах (в этом случае четко распределена ответственность между членами группы).
Каждый ученик имеет возможность работать над собственным проектом. Получив свободу, он, к примеру, захочет вести исследование любовных отношений у гиппопотамов. Однако если его проект вступит в противоречие с интересами группы, придется считаться с мнением коллектива. Вдруг кого-то охватит желание перекрасить все стулья в красный цвет – вопрос будет обсуждаться на совете класса.
Обычно ученик занят темой, которая ему интересна, или темой, в которой у него есть проблемы, и потому он понимает необходимость дополнительной работы. Для этого у него всегда есть под рукой необходимые материалы: работы других учеников, книги, учебники.
Групповая и индивидуальная работа уравновешивают друг друга: некоторые понятия лучше осваивать в группе, другие – самостоятельно. Иногда приходится сдерживать стремление к чрезмерной индивидуализации: даже если ребенок сверхсамостоятелен, нельзя лишать его возможности работать сообща. Как и во всем остальном, здесь важна мера.

Власть детей

В классах Френе многие полномочия переданы ученикам. Однако учитель остается хозяином положения: это он определяет правила игры и границы передаваемых полномочий. А еще педагог старается объяснять необходимость этих границ. И если ученики уже освоили пространство свободы, определенное общественным соглашением, учитель может смело заявить о ненужности и бессмысленности того или иного внешнего ограничения.
Все самое важное происходит на советах класса – таков закон. Ученики знают, что на советах можно принимать любые решения, касающиеся их жизни. Учитель стремится передать управление советом (ведение собрания, протокол) самим ученикам – если, конечно, они в силу возраста способны выполнять подобные задачи.
Все, что происходит внутри класса, имеет выход во внешнюю жизнь. Дети переписываются с учениками других школ или со взрослыми; класс выходит за пределы школы, организуются экскурсии, приглашаются в гости люди, которые могут рассказать что-то полезное, поделиться жизненным опытом.

“Познание на ощупь”

Приветствуется и поддерживается исследовательская работа: коллективная, групповая, индивидуальная. Причем ответы на вопросы ищут не только в книгах – используются аудиозаписи и видеофильмы. Можно обратиться и непосредственно к какому-то человеку. Например, чтобы понять, как функционирует почта, лучше поговорить с почтальоном, чем прочитать книгу на эту тему.
Всем понятно (и учитель должен говорить об этом четко и ясно), что сегодня никто не может знать все. Следовательно, ценностью являются не знания сами по себе, а умение их получать, умение работать. Именно поэтому класс (или школа) должен быть оснащен библиотекой – это информационный центр, где дети учатся искать нужную информацию и правильно пользоваться ею. Особое значение имеет принцип “познания на ощупь” – он определяет всю учебную работу: минимум уроков “ех cathedra” – много экспериментов, измерений, сравнений, обсуждений, поисков нехоженых троп.
Учитель ждет от детей свободного выражения чувств и мыслей, а не повторения заученных штампов. Он не вывешивает на стену таблицу с правилами (что, впрочем, не исключает ее использования в случае необходимости), он предлагает совершить собственное восхождение к правилам. Смысл работы в том, чтобы преодолеть скованность и выразить свои чувства и мысли – через рисунок, движение, театр, музыку, письмо. Серьезная программа!

Объединение усилий

И еще один важный принцип, возможно, самый трудный на практике: учитель должен устанавливать правила и порядки, которые поддерживают дух сотрудничества, а не дух соревнования между учениками. Педагог осознает, что идет против течения – слишком многое в обществе подчинено принципу соревновательности: мнение родителей, телевизионные новости, спортивные таблицы, Тур де Франс, Конкурс королевы Елизаветы… Столкновение с доминирующими в обществе принципами неизбежно. Но идея сотрудничества сегодня более дальновидна, чем идея соревнования, и все больше людей начинают это понимать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru