ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Дети, которые сегодня учатся в школе Френе
|
Во Франции прошел 47-й
Международный конгресс педагогов, увлеченных
идеями Селестена Френе. Участвовали в нем и
российские учителя. Правда, было их на конгрессе,
к сожалению, немного. Из Саратова и из Москвы. Имя
Френе не столь известно у нас, как имена других
реформаторов школы – таких как Монтессори или
Штайнер... А между тем педагогика Френе не требует
дорогостоящих материалов, немедленной отмены
классно-урочной системы и обязательной
программы. Она вполне применима в обычной школе,
поскольку предполагает массу вариантов, целый
спектр возможностей. А учитель сам выбирает меру
допустимого, ту степень свободы, к которой он
готов именно сегодня.
На открытии конгресса Катрин Шабрун, президент
Института современной школы, сказала:
– В начале ХХ века Френе поразился тому, как мало
людей видят сложность и противоречивость мира. И
понял, что только образование, которое соединяет
знания и человека в процессе живой деятельности,
может дать понимание этой противоречивости. А
значит, и возможность осознанно строить свою
жизнь и наш мир.
События последних дней, погромы в мирных
французских провинциях, бессмысленная агрессия
толпы молодых людей, направленная в первую
очередь, что показательно, против школьных
автобусов, зданий, библиотек, заставили и самих
французов, и весь мир снова задуматься о роли
образования в поддержании хотя бы
относительного порядка.
На конгрессе прозвучала цифра – во Франции 3
тысячи педагогов считают себя продолжателями
идей Френе. Но большинство по-прежнему уверено,
что единые нормы необходимы детям. Не их ли
выпускники жестоко и решительно заявили сегодня
о своем нежелании быть как все, мириться с
беспросветным существованием. И одновременно –
о своем неумении добиваться цели
цивилизованными методами, принимать
ответственные решения. Вероятно, французская
школа учтет это заявление. Остальным, наверное,
лучше учиться на чужих ошибках.
Рустам КУРБАТОВ,
Лицей «Ковчег-XXI»,
Красногорск
Селестен Френе: другой взгляд на
образование
Школа начинается с вопроса, хотят ли
дети учиться и понимают ли они смысл того, что
делают
Селестен Френе с детьми на экскурсии
Давным-давно
1918 год. Селестен Френе, двадцатилетний
учитель начальной школы, тяжело раненный в
правое легкое, возвращается с войны в родную
деревушку на юге Франции… Эта война многое
поменяла в сознании европейцев. Вера в прогресс,
человеческий разум, гуманизм – все это в прошлом.
Немецкие юноши, знающие наизусть Шиллера и Гёте,
и восемнадцатилетние французы, наследники
Корнеля и Расина, представители двух великих и
самых культурных наций Старого Света,
встретились друг с другом. Но встретились в
траншее – слишком близко, на расстоянии удара
штыка. И ужас состоял в том, что вчерашние
выпускники самых лучших – немецких и
французских – школ готовы были убивать друг
друга.
Значит, что-то не так было в этих школах. Значит,
Корнеля и Шиллера было недостаточно. И настоящее
образование – это нечто большее, чем красивый
почерк и знание математики. Мы не должны
возвращаться к старой школе – это был вывод
мировой войны.
В Германии Рудольф Штайнер начинает читать
лекции об антропологии в городке Вальдорф. В
Италии Мария Монтессори открывает свой детский
сад. В Англии Александр Нилл собирает детей в
Саммерхилле – школе, где дети сами будут решать,
ходить им на уроки или играть в футбол.
Селестен Френе тоже возвращается в свою деревню
в Приморских Альпах с твердой уверенностью, что
он будет работать в школе, которая будет другой
школой.
Сегодня
Глеб, пятиклассник из лицея «Ковчег-XXI»,
г. Красногорск. Выгнан с урока русского языка. На
вопрос директора: «За что выгнали?» – ничего не
говорит, возбужден, на месте не сидит, мечется по
коридору от стенки к стенке. Через десять минут
начинает рассказывать: «Хотел ответить, тянул
руку, она меня не спрашивает». Директор
разъясняет, что учитель не может спрашивать всех
сразу, что надо уметь держать себя в руках,
соблюдать правила и прочее, Глеб произносит
последнее слово: «Она меня не любит…»
Любовь и школа – уместен ли этот разговор? Что
такое любовь на уроке русского языка? Мягкая
улыбка, добрая шутка, поглаживание по голове?
Гладить по голове – и при этом говорить о
правилах пунктуации в простом предложении, о
звукобуквенном анализе, о фонетическом разборе?
Ученик 6 часов в неделю занимается теоретической
грамматикой на уроках русского языка и ни разу за
всю свою школьную жизнь не написал ни слова от
себя, «от души», – какая уж тут любовь! Десять лет
без права переписки…
Так что дело не в поглаживании по головке, а в
праве ребенка делать на уроке то, что ему
интересно. Выполнять работу, смысл которой
понятен.
Но возможно ли это в нашей школе? С ее
государственной программой, жестким
планированием и ЕГЭ? Или это должна быть совсем
другая школа?
В любое время
Что сделал Селестен Френе? Он принес в
школу маленький типографский станок: две
деревянные дощечки, литеры, рамки для них, валик с
краской…
И школа изменилась.
Оказалось, дети любят писать. Так же, как любят
говорить, играть, рисовать. Только если речь идет
не о списывании упражнений, а о настоящем письме.
Но что это такое – настоящее письмо?
Первое. Ты имеешь право писать о чем хочешь: на
каникулах мы ездили к бабушке в деревню; вчера в
лесу я видел дятла; в воскресенье мы с мамой
ходили в супермаркет… Темы могут быть разными,
но должно быть все по правде, а не сочинение по
картинке.
Второе. Говорить – чтобы тебя услышали. Писать –
чтобы тебя прочитали. Потому что нет письма без
читателя (школьные упражнения не в счет).
Следовательно, написанное детьми печатается в
школьной типографии и вывешивается в школьной
газете, раздается в виде журнала родителям,
отсылается друзьям в другую школу.
А ошибки?
Каждый ученик каждый день пишет какой-то текст –
свободный текст, как называет его вслед за
Л.Н.Толстым Френе. Тексты читаются вслух,
выбирается лучший. Именно этот текст печатается,
набирается вручную, и навык правильного письма
формируется буквально на кончиках пальцев…
Много раз видеть одно и то же слово правильно
написанным, собирать его из отдельных
буковок-литер, править ошибки и, если надо, делать
специальные упражнения на карточках по
тренировке грамотности – вот естественный путь
обучения родному языку. Через зрительную и
тактильную память, через опыт. «Познание на
ощупь» называет этот метод Френе.
«Редактирование текстов – это королевская
дорога к грамотности», – пишет он. И не жалеет
сарказма и иронии по поводу традиционных методов
обучения письму, когда все начинается с изучения
правил и заканчивается контрольным изложением.
Схоластика – вот самое бранное слово Френе в
адрес традиционной школы.
Но свободные тексты – это лишь один пример.
Математика: дети взвешивают различные предметы,
измеряют расстояния на школьном дворе,
составляют смету путешествия в соседний город…
Естествознание: идут смотреть, как застывает
вода в пруду, готовят доклады о своих домашних
животных, динозаврах, планетах Солнечной
системы…
История: расспрашивают бабушек и дедушек о жизни
пятьдесят лет назад…
Чтение: читают книги (не по программе – а свои
любимые!), ставят спектакли, сочиняют стихи и
сказки…
Это школа, где каждый может делать то, что хочет.
То, что ему интересно, – если уж совсем строго.
Где нет жесткой программы, а есть Интересные
Дела.
И при этом никто не должен мешать работать
другому. Более того, поддерживается и
приветствуется работа в группах, когда люди
помогают друг другу.
Это школа, где знания не даются в готовом виде.
Дети пропускают знания через кончики пальцев:
много мастерят, экспериментируют, работают с
разными книгами (сегодня уже и с компьютерными
программами, видеофильмами).
И при этом все-таки выполняется «государственная
программа». Но без зубрежки.
Потому что это совсем другая школа.
Не в компьютере счастье
Что такое «современная школа», школа
начала XXI века? Компьютеры, английский язык,
этикет?
Вероник Деккер, директор начальной школы в
городе Монтрей под Парижем, где учителя работают
«по методу Френе», приехала в Россию посмотреть
на «современные российские школы». Вопрос нашего
завуча: «А сколько у вас там, в Париже,
компьютеров в школе?» И ответ: «Дело не в
компьютерах…»
Сделаем паузу. В чем же дело? Что такое хорошая
школа? Что такое современное образование?
Ответ Вероник такой: «Дело в интересе. Главное –
хотят ли дети учиться и понимают ли они смысл
того, что делают?»
Во всяком случае, мы должны знать, что наряду с
традиционной школой, которая держится на
послушании без размышления и зубрежке без
понимания, в Европе уже почти сто лет существует
школа, где каждый ребенок имеет право выбирать
себе занятие по интересу, и это действительно
другая школа.
ПРИГЛАШАЕМ НА ВСТРЕЧУ!
Как работать с детьми, которым дали
свободу? Как учить, не принуждая? Для обсуждения
этих и многих других вопросов приглашаем вас на
встречу с вице-президентом Международной
федерации современных школ (школы Френе) г-ном
Мишелем Мюла.
18 ноября, пятница, 14.00
Лицей «Ковчег-XXI», г. Красногорск Московской
области.
Вход свободный.
Заявки на участие – по телефону: 994-84-51. |
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|