КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
СВОЕ ПРОСТРАНСТВО
Лабиринты ушедшего детства
Центр Мейерхольда познакомил публику с
художественными фантазиями Тадеуша Кантора
Недавно в Центре Мейерхольда можно было
наконец-то увидеть – в видеозаписях и спустя
полтора десятилетия после смерти мастера –
знаменитые спектакли Тадеуша Кантора. Польский
художник и режиссер, объехавший со своим театром
«Крико 2» весь мир, до Москвы так и не добрался. Не
по своей воле. Мы услышали его письмо, в котором
он говорил о большом влиянии на него русской
культуры, о преклонении перед Малевичем,
конструктивистами и особенно перед Мейерхольдом
и о желании привезти свои спектакли в Москву.
Непросто складывались отношения Кантора и с
властями социалистической Польши. Ему с трудом
удавалось показывать живописные и графические
работы, они противостояли официальным канонам.
Не случайно, создавая в 1963 году экспозицию в
краковской галерее Кшиштофоры, он назвал ее
антивыставкой. Она представляла собой собрание
предметов, как бы лишенных, по словам Кантора,
«ранга художественности» (письма, газеты,
календари, рулоны туалетной бумаги, прочая
«макулатура» вперемежку с эскизами, рисунками,
театральными костюмами и вещественными
аксессуарами), но тем не менее все это
формировало образ мастерской автора. В середине
60-х годов, после поездки в Америку и знакомства с
авангардными исканиями, Кантор первым в Польше
стал устраивать инсталляции, амбалажи (упаковки),
хеппенинги и прочие акции. Они уже напрямую были
связаны с театральными постановками –
предваряли их и опробовали пластические
концепции, которые получали воплощение в
спектаклях.
С 1956 года у него был свой театр «Крико 2». Этим
названием подчеркивалась преемственная связь с
довоенным «Крико 1», в котором проводили свои
сценические опыты краковские живописцы.
В постановках «Крико 2» Кантор разрабатывал
принципы особого вида сценического творчества –
театр художника. В таком театре именно художник
– единоличный автор спектакля, предлагающий
разворачивающиеся в пространстве и времени
визуальные композиции. В сценическом действии
преобладают пластика, ритм и разнообразная игра
с вещами, с костюмами, с куклами-манекенами.
«Играми с Виткевичем» назывался первый цикл
постановок «Крико 2». В этих постановках («В
маленькой усадьбе», 1961; «Сумасшедший и монахиня»,
1963; «Водная курочка», 1969; «Красотки и уродины», 1972)
Кантор «играл» с текстом и образами Виткевича
столь же свободно, сколь и с открытиями
пластического авангарда. В них разрабатывалась
сценическая лексика канторовского театра
художника. В 1975 году этот период закончился – и
премьера спектакля «Умерший класс» открыла
заключительный цикл из пяти постановок, ставший
выражением уже сугубо личной трагической темы,
«персональной исповеди» – о себе, о своем
искусстве и о своем времени. Этот цикл Кантор
назвал «Театр Смерти». Все персонажи «Умершего
класса», его школьные товарищи, уже ушли.
Единственный, кто на тот момент жил на белом
свете, – шестидесятилетний Кантор, который
вызывал на сцену видения прошлого и безмолвно –
жестом, взглядом – управлял действиями
возвращенных им из небытия бывших соучеников.
Они представали такими, какими могли быть, если
бы дожили до дня премьеры, – очень немолодыми
людьми, в мятых костюмах, в котелках и галстуках,
с мертвенно-белыми, словно масочными лицами.
Каждому персонажу Кантор дал кукольную фигурку,
изображавшую его в детстве. Когда под
сентиментально-щемящую мелодию старинного
вальса «Francois» пожилые соученики входили в класс,
кто-то нес кукольную фигурку за спиной, у кого-то
она волочилась по полу, кто-то вез ее на раме
велосипеда, кто-то бережно держал на руках. Они
занимали свои места и рядом усаживали детские
манекены. Начинались обрывочные, словно
сновиденческие, индивидуальные и общие
экзерсисы на темы школьных уроков. В какой-то
момент, когда разбушевавшиеся ученики убегали,
оставляя за партами своего безмолвного детского
двойника, начинала наводить порядок огромная
Уборщица – Смерть. Только вместо косы она
орудовала шваброй. В финале звучала многоголосая
литания – коллективный обряд отпевания
учениками самих себя.
«Умерший класс» принес Кантору мировую
известность. Спектакль с огромным успехом был
показан сначала в Эдинбурге, затем на многих
других театральных фестивалях в разных странах
мира.
В последующие после «Умершего класса»
пятнадцать лет Кантор еще четыре раза обращался
к зрителям с «персональной исповедью». В
«Велёполе, Велёполе» (1980) приглашал в «комнату
моего детства», где оживали образы его родителей,
родных и близких и где картины прошлого
интерпретировались в контексте мотивов
Евангелия и Апокалипсиса, Голгофы и Распятия. В
спектакле «Пусть сгинут артисты» (1985), местом
действия которого стал «прикладбищенский склад
памяти», главным героем был сам Кантор,
представший сразу в нескольких ипостасях.
Пространство заполнялось образами
романтических сновидений детства. Их сменяла
труппа странствующих комедиантов, артистов
«Крико 2» в облике персонажей прошлых спектаклей,
которые становились мучениками, прикованными к
пыточным столбам. Заключительная композиция –
общая круговая процессия: ангел Смерти уводил
всех в черную дыру за раскрывшимися створами
ворот прикладбищенского склада. «Я сюда уже
никогда не вернусь» (1988) – размышление Кантора о
жизни и творчестве, его художественное
завещание. Последней в цикле «Театр Смерти»
стала сценическая композиция «Сегодня день
моего рождения» (1990). Ее премьера состоялась
после скоропостижной смерти мастера во время
генеральной репетиции. На сей раз он привел
зрителей как бы в свою мастерскую и впервые
личную творческую и жизненную судьбу поставил в
контекст с судьбой искусства в тоталитарном
государстве. В качестве гостей на этот
прощальный день рождения Кантор пригласил
художников Марию Ярему и Ионаша Стерна, польских
жертв сталинизма и нацизма, а также Мейерхольда:
голос по радио читал его письмо с Лубянки.
Со смертью Кантора прекратил существование и
«Крико 2». Театр художника как особый вид
сценического творчества – явление сугубо
индивидуальное. Оно уходит в историю вместе со
своим создателем.
Виктор БЕРЕЗКИН
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|