КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД
Четыре соло в одном “Квартете”
Театр имени Товстоногова поставил
спектакль для своих корифеев
Эта пьеса написана для четырех
актеров-звезд, лучших из тех, что есть в театре,
где бы он ни находился. Эта пьеса – о старости, о
ее горьких уроках и мужестве, необходимом, чтобы
встретить ее достойно. Эта пьеса, наконец, для
поклонников театрального искусства, находящих
особенное удовольствие в том, чтобы вновь и вновь
лицезреть своих избранников. Но квартет, который
составлен в академическом Большом драматическом
театре имени Г.Товстоногова, превосходит все
ожидания: Алиса Фрейндлих, Зинаида Шарко, Олег
Басилашвили, Кирилл Лавров. Все народные, все
суперзвезды. У всех только что отгремели,
отзвучали, прошелестели солидные юбилейные даты.
Все не менее полувека украшали, как говорили
рецензенты, ленинградскую сцену. За ними – целая
эпоха, в нее каждый внес бесценный личный вклад.
Когда в финале персонажи – а это некогда
знаменитые оперные певцы, оказавшиеся на
старости лет в доме для престарелых, – выходят,
чтобы исполнить хит своей молодости, квартет
герцога, цыганки, Риголетто и Джильды из оперы
Верди «Риголетто», каждый на сцене и многие в
зале вспоминали нечто более конкретное –
возможно, Тамару из «Пяти вечеров» Александра
Володина, Таню из «Тани», мелодрамы Алексея
Арбузова, князя Серпуховского из «Истории
лошади» и, например, Молчалина из «Горе от ума».
Словом, роли, названные здесь и неназванные (ибо
для всех места не хватило бы на газетном
пространстве), прославленные именно этими
великими актерами театра.
На поклоны после спектакля «Квартет» по пьесе
английского драматурга Рональда Харвуда
режиссер Н.Пинигин не выходил, не выходили и
художник З.Марголин и другие авторы этого опуса.
На этот раз все было справедливо – о них и для
них, для этих наших мастеров, поставлено,
показано, им и честь воздается сполна. Игровая
площадка тоже выстраивалась для актеров. Поэтому
она вынесена вплоть до второго литерного ряда в
зал. Ближе, ближе, ближе, как будто под
увеличительное стекло выходили они, каждый в
сопровождении персонального взрыва
аплодисментов.
Первым – Кирилл Лавров, играющий элегантного
педанта, в прошлом выдающегося тенора
Реджинальда Паджета. Лавров задает иронию –
настоящую, комическую, ее потом подхватывают все
остальные, и комедия превращается в патетическое
торжество только напоследок. Юмор бульварной
комедии Лавров подает со вкусом и удовольствием,
не чурается грубостей своего «герцога»,
оскорбленного более всего тем, что ему недодают
на завтрак мармелад.
Затем является кроткое и смешное создание –
бывшее контральто Сессилия Робсон в исполнении
Зинаиды Шарко. В ней нет знойности и страстности
«цыганки». Разодетая и раскрашенная, словно
несколько попугайчиков сразу, в розово-зеленое,
украшенная перышками и бантиками, Сесси – добрая
душа, ей прощаешь и излишнее любопытство, и
глупую наивность.
Третьим, прихрамывая и опираясь на палку,
вступает Олег Басилашвили в роли Уилфреда Бонда,
когда-то баритона. Актер играет старого
мальчишку, проказника, щеголяет непристойными
шутками Бонда, на них зал откликается как на
какое-нибудь субботнее телевизионное шоу – без
задержек, почти рефлекторным смехом. Жизнелюбие
«Риголетто» напускное, бравада и эротические
атаки на Сесси скрывают страх, немощь и
одиночество.
Ну и последней начинает свою тему сопрано –
«Джильда» Алисы Фрейндлих. Острая и колкая особа,
Джин Хортон, не сразу осознавшая перемены в своей
жизни, все еще в панцире (как и ее больная спина в
корсете) звездных предрассудков, все еще идол
«Ковент-Гардена».
В этом спектакле актеры интереснее персонажей –
как раз потому, что все четверо сыграны ярко и
свободно. Конечно, с комедией они давно на
дружеской ноге, но нежные краски у Шарко и
фарсовые у Лаврова, холодноватый гротеск у
Фрейндлих и сентиментальный подтекст у
Басилашвили – актерские новости. Поэтому так
впечатляет финальная сцена, когда старики в
гримуборных переодеваются в сценические
костюмы. Сцена длинная, она затягивает действие,
нарушает ритм спектакля и его целостность с
режиссерской точки зрения. Зато актеры –
английские оперные ветераны, наши народные
артисты – на самом крупном плане. Без биноклей
видно все, что составляет тайну театра и
перевоплощения. И чем тщательнее одеваются,
гримируются, затягиваются они, маскируя возраст,
хвори, характер, тем более развоплощается
иллюзия вечно счастливого театрального мира, тем
сильнее звучат грустные ноты этой веселой игры.
Дальше, дальше и дальше под музыку Верди уезжает
от зрителей квартет, в глубь сцены, в перспективу
безмолвия, превращаясь в неподвижные фигурки –
кто-то подумает, что в памятник самим себе, кто-то
скажет – в кукол, символов праздного,
обманчивого лицедейства.
Сердечность, с которой зрительный зал встречает
и провожает «Квартет», делает не менее половины
успеха спектакля, вторую – мастерство и
искренность солистов. Ведь «искусство
бессмысленно, если не зажигает сердца». Примерно
к такому выводу приходит
Риголетто–Уилфред–Басилашвили, с ним все
согласны.
Елена ГОРФУНКЕЛЬ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|